Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) создал интернет-ресурс, предназначенный для информационной и методической поддержки семьи по вопросам сопровождения, воспитания, и обучения ребенка с нарушением слуха с момента рождения.
На странице навигатора представлены такие жизненно важные рубрики, как: порядок получения социальных услуг, образовательные маршруты для лиц с нарушениями слуха, различные ситуации взаимодействия с ребенком, а также другие полезные ресурсы для родителей.
Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) организована горячая линия для родителей (законных представителей) по вопросам образования и психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями слуха.
Консультации можно получить как на официальном сайте ИКП РАО, так и на странице портала информационно-просветительской поддержки родителей “Растим детей”
Если неслышащим родителям детей с нарушениями слуха необходима консультация, то они могут сделать запрос в письменной форме.
Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) в рамках сотрудничества с Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ОООИ ВОГ) предоставил методические рекомендации по развитию слухового восприятия и навыков основных движений у детей с нарушениями слуха первого и второго года жизни.
Сейчас огромное значение уделяется системе ранней помощи детям с нарушениями слуха. Чем раньше с ребенком начинают коррекционно-развивающую работу, тем позитивнее такой ребенок развивается, как в познавательном, так и в личностном плане.
В представленных в данном разделе играх-заданиях с неслышащим малышом раннего возраста предполагается, что взрослый пользуется устной речью во время взаимодействия с ребенком. Если общение в семье происходит на русском жестовом языке (РЖЯ), родители во время проведения игр могут применять естественные жесты во взаимодействии с малышом.
Методические рекомендации по занятиям с ребенком первого года жизни для родителей подготовлены на основе публикаций научного сотрудника ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» О.Н.Липатовой.
Электронные ресурсы, оказывающие помощь в выборе образовательной организации среднего профессионального и высшего образования
1.Среднее профессиональное образование:
Актуальный ресурс по вопросам обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе среднего профессионального образования (СПО) — портал Федерального методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, созданного в 2018 году на базе РУДН (СПО ОВЗ РУДН).
На данном ресурсе размещена информация о базовых профессиональных образовательных организациях (БПОО) и ресурсных учебно-методических центрах по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО (РУМЦ СПО).
Перечень РУМЦ СПО по регионам России можно посмотреть здесь
РУМЦ СПО — это структурное подразделение профессиональной образовательной организации, осуществляющее консультационное, экспертное и методическое сопровождение на общероссийском и межрегиональном уровнях инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения, в том числе по адаптированным образовательным программам.
2.Высшее образование:
На портале инклюзивного образования https://инклюзивноеобразование.рф можно пройти тестирование, подобрать профессию и выбрать вуз для обучения с учетом потребностей человека с нарушением слуха.
Для выбора вуза, который доступен для обучения людей с нарушениями слуха на сайте, нужно произвести несколько кликов:
1. Нажимаем раздел “Найти вуз для обучения”;
2. Выбираем регион;
3. При необходимости выбираем профессию;
4. Во вкладке “Персонал” выбираем, кто необходим. Например, сурдопереводчик (к сожалению, на сайте неверное наименование, мы направили запрос на корректировку);
5. Во вкладке “Мобильные технические средства” ставим галочку напротив пункта “нарушение слуха”;
6. При необходимости кликаем и на другие вкладки;
7. В итоге система автоматически формирует список вузов по вашему запросу.
Также можно посмотреть, какие профессии доступны людям с нарушениями слуха, кликнув на раздел “Выбрать подходящую профессию” и поставив галочку напротив категории “Слабослышащие”. Правда, не совсем понятно, почему категорию людей с нарушениями слуха обозначили как “Слабослышащие”, да и список профессий наверняка будет расширяться.
В любом, случае, системы двух сайтов достаточно информативны для того, чтобы помочь вам определиться с выбором профессионального образования.
Можно также сверяться с базой образовательных организацией на нашем сайте.
Желаем успехов!
Инфографика «Трудности в развитии ребенка: где получить помощь?»
Инфографика подготовлена при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, призвана разъяснить испытывающим затруднения родителям, кому и чем помогают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры).
ППМС-центры создаются из расчета не менее одного учреждения на 5000 детей в каждом городе или районе. Такие центры помощи являются многопрофильными учреждениями, в которых можно получить консультацию и поддержку психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, медицинских работников, социальных педагогов.
В ППМС-центрах осуществляется работа с детьми, у которых имеются трудности в учебе, развитии и социальной адаптации; проводится психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) ‒ комплексное обследование детей для разработки рекомендаций по созданию особых условий обучения и мониторинга их развития и социализации; оказывается помощь в профориентации и получении профессии; ведется консультирование специалистов образовательных организаций, родителей и детей с 15 лет; осуществляется работа по ресурсному обеспечению инклюзивного образования; организуются клубы, группы для детей с ОВЗ и инвалидностью и их родителей, а также реализуются другие формы работы с ними; оказывается помощь детям, признанным потерпевшими, свидетелями преступления, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу.
Центры могут оказывать дополнительные платные услуги: психологическую и правовую экспертизу; психологическую помощь взрослым; дополнительное образование взрослых и иную помощь. ППМС-центры оказывают помощь детям любого возраста. Обратиться в центр помощи могут все семьи, имеющие детей. Обратите внимание, что при первом обращении в ППМС-центр Вас попросят предъявить свой паспорт и свидетельство о рождении ребенка.
Дополнительную информации о деятельности отдельных учреждений Вы можете получить, воспользовавшись интерактивным ресурсом Навигатором центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи РФ: https://ovzrf.ru/navigator/
РООИ Перспектива предлагает бесплатную помощь по вопросам образования людей с инвалидностью
Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» – одна из старейших некоммерческих организаций в России, лидер в области защиты прав людей с инвалидностью.
Миссия организации – добиться полного включения людей с инвалидностью во все сферы общества и улучшить качество их жизни.
Большинство из 70 сотрудников «Перспективы» имеют инвалидность и хорошо знакомы с проблемами, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью и члены их семей.
Бесплатная помощь юристов
В России большинство детей с инвалидностью учатся либо в коррекционных школах и классах, либо в общеобразовательных школах без необходимой поддержки, либо на дому.
Усилия «Перспективы» направлены на то, чтобы каждый ребенок, вне зависимости от его особенностей, мог учиться, развиваться, дружить со сверстниками, получить качественное образование и полностью реализовать свой потенциал.
«Перспектива» предлагает бесплатную помощь юристов по вопросам образования людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы, по которым можно получить помощь:
- прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), получение помощи тьютора и ассистента;
- обжалование заключения ПМПК;
- создание специальных условий получения образования;
- выбор формы получения образования;
- выбор формы обучения;
- выбор образовательной организации;
- оформление надомного обучения;
- инклюзивное образование;
- организация питания;
- иные вопросы, связанные с получением образования.