Выступление исполняющего обязанности Президента ВОГ Станислава Иванова на заседании рабочих групп при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации
01 октября 2019 года
Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.
Одно из направлений Стратегии – это доступность туризма и туристических услуг для лиц с инвалидностью, в т.ч. для инвалидов по слуху.
Всероссийское общество глухих в письме на имя заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Григория Григорьевича Лекарева за № 02/1-01/129 от 05.08.2019 г представила следующие замечания и предложения по вышеуказанной Стратегии.
1. Проект Стратегии содержит недостаточные сведения о туризме для людей с ограничениями здоровья. Отсутствуют конкретные направления развития туризма для инвалидов различных нозологий. Считаем целесообразным выделить отдельный абзац по развитию такого вида туризма, как туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья.
2. В части перечня профессий, задействованных в оказании туристических услуг инвалидам по слуху необходимо отметить профессии, задействованные в организации экскурсионных и туристических поездок. Перечень профессий, непосредственно относящийся к оказанию туристических услуг в компетенции Минтруда России, ВОГ готов обсудить и согласовать конкретные профессии, связанные с туристическим обслуживанием инвалидов. Сотрудники, занятые в таких профессиях, должны учитывать специфику обслуживания инвалидов по слуху, начиная с подбора тура и оформления виз, а также владеть навыками общения с ними. Вышеизложенные аспекты необходимо учитывать для включения навыков и компетенций по взаимодействию с инвалидами по слуху при оказании туристических услуг.
3. Гостиницы и отели могут считаться доступными для инвалидов по слуху, если они оборудованы световыми сигналами об аварийной опасности, имеется мессенджер/чат для обмена информацией с мобильного телефона с администрацией гостиницы или отеля в режиме онлайн, сотрудники гостиницы или отеля владеют навыками общения с инвалидами по слуху. Данные аспекты целесообразно учитывать при формировании реестра гостиниц и отелей, доступных для инвалидов по слуху.
В целом, План реализации данной стратегии ВОГ утвердил. ВОГ готов принять активную работу по подготовке и реализации необходимых мер для развития доступности туризма для лиц с нарушениями слуха.
В соответствии с пунктом 1 письма Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года №ТГ-П12-5027 Минтрудом России предлагает внести изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в которых мы считаем необходимо дополнить с учетом специфики восприятия информации лицами с нарушениями слуха:
Так, в части доступности информационного обеспечения туризма помимо предложенного, также включить услуги перевода на русский жестовый язык (ст. 3.2).
Также считаем необходимым раскрыть понятие «условие доступности для туристов (экскурсантов), являющихся инвалидами», где необходимо прописать необходимые условия, которые позволяют туристам (экскурсантам) инвалидам получить в полном объеме туристские услуги.
Среди необходимых мер доступности туризма для лиц с нарушениями слуха должны быть:
- Организация необходимой визуальной информации и навигации в туристических зонах и мест пребывания туристов (отели, гостиницы, музеи и других туристических объектов);
- В случаях, когда при предоставлении туристических услуг и/или на туристическом объекте используется аудио и/иди видеоинформация необходимо для людей с нарушениями слуха дублировать вышеуказанную информацию в тестовом формате, при помощи субтитров, бегущей строки и т.д.;
- Подготовка специалистов и гидов с компетенциями навыков общения с лицами, имеющими нарушениями слуха. При этом имеется опыт привлечения гидов из числа неслышащих людей, например, в Москве и в Санкт-Петербурге ряд музеев привлекает к работе неслышащих гидов, которые проводят экскурсии и различные мероприятия на русском жестовом языке (Пушкинский музей, музей «Гараж», Государственный исторический музей, Русский музей, Государственный Эрмитаж и т.д.);
- Возможность предоставления туристу с нарушениями слуха при посещении туристического объекта текстовой памятки с полной информацией о мерах безопасности, о действиях в случае возникновении чрезвычайной ситуации, с планом эвакуации с территории туристического объекта, с планом туристического объекта с обозначением наиболее важных для жизнеобеспечения туриста мест (гардероб, туалеты, запасные выходы, кафе и т.д.).
- Возможность неслышащим туристом при посещении туристического объекта воспользоваться услугой видеогида на русском жестовом языке и с субтитрами одновременно (например, на планшете), Подобные видеогиды по различным экскурсиям уже делают, например, в московских, санкт-петербургских, казанских музеях;
- Туристические услуги организациями могут оказываться в тесном сотрудничестве с региональными отделениями Всероссийского общества глухих с привлечением переводчиков русского жестового языка. Такой опыт имеется в организации групповых экскурсий (например, автобусных туров);
- Организация групповых туров, экскурсий для лиц с нарушениями слуха необходимо с привлечением не менее 2 (двух) переводчиков русского жестового языка. Наличие двух и более переводчиков русского жестового языка обусловлено с большими энергозатратами на перевод жестового языка, переводчик не может беспрерывно работать более 15 минут и ему необходимо делать перерыв;
- Доступность гостиниц и отелей. Гостиницы и отели могут считаться доступными для инвалидов по слуху, если они оборудованы световыми сигналами об аварийной опасности, имеется мессенджер/чат для обмена информацией с мобильного телефона с администрацией гостиницы или отеля в режиме онлайн, сотрудники гостиницы или отеля владеют навыками общения с инвалидами по слуху. Также иметь в распоряжении вибробудильники, а телевизоры должны поддерживать возможность показа скрытых субтитров;
- Предусмотреть оповещение о. чрезвычайной ситуации в удобном для инвалидов по слуху виде (световая. вибрационная сигнализация).
Доступность услуг страхования туристов, когда в случае возникновения страхового случая необходимо связаться с помощью, либо текстового сообщения, чата, либо с помощью видеозвонка с использованием услуг перевода на русский жестовый язык