Выступление Президента ВОГ Станислава Иванова на заседании рабочей группы Министерства Просвещения РФ 20.12.20
Уважаемые коллеги!
Всероссийское общество глухих внимательно следит за теми изменениями, которые происходят в последнее время в образовании лиц с нарушениями слуха. Мы прекрасно осознаем, что образование является ключевым звеном в системе комплексной реабилитации людей с инвалидностью. Очевидно, что, чем лучше образован человек с инвалидностью, чем выше уровень его квалификации и профессиональных навыков, тем больше у него шансов трудоустроиться и быть в жизни обеспеченным и независимым.
Последние пять лет в сфере профессионального образования наблюдаются позитивные изменения в плане доступности образования для глухих и слабослышащих граждан. Благодаря принятым мерам со стороны государства по доступности профессионального образования для лиц с нарушениями слуха, а также развитию системы ресурсных учебно-методических центров с 2015 года, увеличилось количество образовательных организаций высшего образования (ОО ВО), которые обучают студентов с нарушениями слуха, расширилась география образовательных организаций, увеличился список профессий, по которым обучают неслышащих. У людей с нарушениями слуха сейчас появляются широкие возможности выбора траектории профессионального развития.
Если в 2015 году, в системе высшего образования (ВО) обучалось 884 студента с нарушениями слуха по 61 профессии в 112 образовательных организациях ВО, в 57 субъектах Российской Федерации,
то в 2018 году высшее образование получали 1160 студентов с нарушениями слуха по 132 профессиям в 262 образовательных организациях ВО в 75 субъектах Российской Федерации,
а в 2020 году в системе ВО обучалось 1585 студентов с нарушениями слуха в 312 образовательных организациях ВО.
В целом в 2020 году 642 ОО ВО могут считаться доступными для обучения лиц с нарушениями слуха. Адаптированные образовательные программы для лиц с нарушениями слуха представлены в 213 ОО ВО.
Наибольшее количество студентов с нарушениями слуха обучаются в:
- в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана (134 чел),
- Дагестанском государственном педагогическом университете (95),
- Казанском национальном исследовательском техническом университете (80),
- Российском государственном социальном университете (67),
- Российской государственной специализированной академии искусств (43),
- Ижевском государственном техническом университете имени М.Т. Калашников (39),
- Московской государственной академии физической культуры (36), Московском педагогическом государственном университете (34),
- Владимирском государственном университете имени А.Г и Н.Г. Столетовых (32).
Наиболее популярные направления подготовки в системе ВО у студентов с нарушениями слуха:
- Педагогическое образование (по разным направлениям педагогической специализации) (обучается 262 человека);
- Адаптивная физическая культура, физическая культура (173);
- Информатика и вычислительная техника (95);
- Социальная работа (58);
- Автоматизация технологических процессов и производств (55);
- Конструкторско – технологическое обеспечение машмностроительных производств (52);
- Лечебное дело (40);
- Радиотехника (39);
- Психолого-педагогическое образование (37);
- Материаловедение и технология материалов (27);
- Дизайн (27);
- Информационные системы и технологии (27),
60% студентов с нарушениями слуха обучаются в московских ОО ВО.
Однако, вопрос доступности образовательных организаций все еще актуален для обучающихся с нарушениями слуха.
Общие проблемы доступности высшего образования для лиц с нарушением слуха:
1. Слабая общеобразовательная подготовка глухих и слабослышащих к обучению в системе ВО.
Здесь несколько факторов:
- в системе образования лиц с нарушениями слуха не определены роль и место русского жестового языка (РЖЯ),
- острая нехватка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов) в системе образования лиц с нарушениями слуха в регионах,
- нарушена система специального коррекционного образования детей с нарушениями слуха,
- упор делается на инклюзивное образование, которое не всегда себя оправдывает по отношению к детям с нарушениями слуха. Не все дети с нарушениями слуха могут успешно обучаться в системе инклюзивного образования по ряду причин, слабо развита система ранней помощи детям с нарушениями слуха и их родителям (законным представителям).
По данным Минобрнауки России на 2020 год численность принятых на обучение в ОО ВО лиц с нарушениями слуха составляет 260 человек (4,83% от общего числа принятых на обучение лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья).
2. Отсутствует комплексный подход со стороны ОО ВО к доступности образования для лиц с нарушениями слуха.
Здесь ОО ВО часто делают акцент на какой-то один вид доступности образования, считая, что этого достаточно для обучения глухих и слабослышащих студентов. (Например, только на специальные средства технической реабилитации, а в то же время не подготовлены педагоги и специалисты к работе со студентами с нарушениями слуха, отсутствуют услуги перевода на РЖЯ).
3. Не отработан общий механизм предоставления услуги перевода на русский жестовый язык для студентов с нарушениями слуха.
Отдельно здесь стоит отметить и острую нехватку подготовленных переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков) в системе образования глухих и слабослышащих. В системе ВО работают 126 переводчиков русского жестового языка (данные на 2020 год).
4. В системе ВО зачастую обучают глухих и слабослышащих не актуальным на текущий момент времени профессиям и специальностям.
5. Практически не работает система профориентации и содействия в трудоустройстве лиц с нарушениями слуха в системе образования.
Так в 2020 году в системе ВО выпустилось 260 человек с нарушениями слуха. Из них трудоустроились 149 человек. Это составляет около 57% трудоустроенных от общего числа выпускников.
5. Дистанционное высшее образование лиц с нарушениями слуха практически им недоступно (образовательный контент в видео- и аудиоформате не сопровождается субтитрами (текстом), переводом на РЖЯ; для многих семей с детьми с инвалидностью проблематично приобрести необходимую для обучения в данном формате технику (оборудование); не учитываются особенности познавательной деятельности глухих и слабослышащих (быстрая утомляемость внимания, зрительного восприятия); не применяются здоровьесберегающие технологии).
6. Появляются случаи в системе профобразования прекращения практики группового обучения студентов с нарушениями слуха.
7. Отсутствие квотируемых бюджетных мест для лиц с инвалидностью в образовательных организациях среднего профессионального образования, которые функционируют на базе федеральных образовательных организаций высшего образования (СПО в системе ВО).
Мы готовы к сотрудничеству. Благодарю за внимание!