25 апреля 2022 года
Всероссийское общество глухих пристально следит за теми изменениями, которые происходят в последнее время в образовании лиц с нарушениями слуха. Ведь образование является ключевым звеном в системе комплексной реабилитации людей с инвалидностью. Очевидно, что, чем лучше образован человек с инвалидностью, чем выше уровень его квалификации и профессиональных навыков, тем больше у него шансов трудоустроиться и быть в жизни обеспеченным и независимым.
Наша организация принимает активное участие в работе по реализации мер федеральной программы «Доступная среда» и стояла у истоков развития движения «Абилимпикс» – конкурсов профессионального мастерства среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. Развитие федеральной программы «Доступная среда» и движения «Абилимпикс» дали качественный толчок в совершенствовании профессионального образования для лиц с нарушениями слуха. ВОГ отдельно развивает конкурсы профессионального мастерства для людей с нарушениями слуха DeafSkills. Как показывает опыт, подобные конкурсы профессионального развития являются драйверами развития системы образования, профориентации и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Последние пять лет в сфере профессионального образования наблюдаются позитивные изменения в плане доступности образования для глухих и слабослышащих граждан.
Данные Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации говорят о том, что увеличилось количество образовательных организаций как среднего профессионального образования (СПО), так и высшего образования (ВО), которые обучают студентов с нарушениями слуха, расширилась география образовательных организаций, увеличился список профессий, по которым обучают неслышащих людей. У людей с нарушениями слуха сейчас появляются широкие возможности выбора траектории профессионального развития.
В 2020 году в системе ВО обучалось 1585 студентов с нарушениями слуха в 312 образовательных организациях ВО.
В системе СПО в 85 субъектах Российской Федерации обучается 3565 обучающихся с нарушением слуха, в 954 профессиональных образовательных организациях разной ведомственной подчиненности.
Обучающиеся с нарушениями слуха проходят обучение по 229 профессиям и специальностям среднего профессионального образования, в том числе по 78 программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 151 программе подготовки специалистов среднего звена.
Если сравнивать с 2015 годом, то мы увидим следующие количественные показатели:
В системе ВО обучалось 884 студента с нарушениями слуха по 61 профессии в 112 образовательных организациях ВО в 57 субъектах Российской Федерации,
В системе СПО в России обучалось 1403 студента по 74 профессиям в 68 образовательных организациях СПО в 38 субъектах страны.
По сути, мы видим примерно двукратный рост количественных показателей.
Однако, вопрос доступности образовательных организаций все еще актуален для обучающихся с нарушениями слуха.
Общие проблемы доступности высшего образования для лиц с нарушением слуха:
1. Слабая общеобразовательная подготовка глухих и слабослышащих к обучению в системе СПО и ВО.
Здесь несколько факторов:
• в системе образования лиц с нарушениями слуха не определены роль и место русского жестового языка,
• острая нехватка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов) в системе образования лиц с нарушениями слуха в регионах (в стране не хватает порядка 10000 сурдопедагогов),
• нарушена система специального коррекционного образования детей с нарушениями слуха, игнорируется дифференциальный подход в обучении (глухие отдельно, слабослышащие и позднооглохшие отдельно. Совершенно разные методы и подходы к обучению данных категорий детей с нарушениями слуха),
• упор делается на инклюзивное образование, которое не всегда себя оправдывает по отношению к детям с нарушениями слуха. Не все дети с нарушениями слуха могут успешно обучаться в системе инклюзивного образования по ряду причин, слабо развита система ранней помощи детям с нарушениями слуха и их родителям (законным представителям).
По данным Минобрнауки России на 2020 год численность принятых на обучение в ОО ВО лиц с нарушениями слуха составляет 260 человек (4,83% от общего числа принятых на обучение лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья). В системе общего образования обучается около 18 000 глухих и слабослышащих детей. Лишь незначительная их часть поступает в последующем в вузы.
2. Отсутствует комплексный подход со стороны образовательных организаций ВО и СПО к доступности образования для лиц с нарушениями слуха.
Зачастую образовательные организации делают акцент на какой-то один вид доступности образования, считая, что этого достаточно для обучения глухих и слабослышащих студентов. Например, только на специальные средства технической реабилитации, а в то же время не подготовлены педагоги и специалисты к работе со студентами с нарушениями слуха, отсутствуют услуги перевода на русский жестовый язык.
3. Не отработан общий механизм предоставления услуги перевода на русский жестовый язык для студентов с нарушениями слуха.
Отдельно здесь стоит отметить и острую нехватку подготовленных переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков) в системе образования глухих и слабослышащих. В системе ВО работают 126 переводчиков русского жестового языка (данные на 2020 год). В системе СПО работает 87 переводчиков русского жестового языка (данные 2018 года).
4. В системе СПО и ВО зачастую обучают глухих и слабослышащих не актуальным на текущий момент времени профессиям и специальностям, без учета актуального рынка труда в регионе.
5. Практически не работает система профориентации и содействия в трудоустройстве лиц с нарушениями слуха в системе образования.
Так в 2020 году в системе ВО выпустилось 260 человек с нарушениями слуха. Из них трудоустроились 149 человек. Это составляет около 57% трудоустроенных от общего числа выпускников.
5. Дистанционное профессиональное образование лиц с нарушениями слуха практически им недоступно (образовательный контент в видео- и аудиоформате не сопровождается субтитрами (текстом), переводом на русский жестовый язык; для многих семей с детьми с инвалидностью проблематично приобрести необходимую для обучения в данном формате технику (оборудование); не учитываются особенности познавательной деятельности глухих и слабослышащих (быстрая утомляемость внимания, зрительного восприятия); не применяются здоровьесберегающие технологии).
6. Появляются случаи в системе профобразования прекращения практики группового обучения студентов с нарушениями слуха. Здесь стоит отметить проблемы, с которыми сталкиваются неслышащие выпускники школ при поступлении в колледжи, находящиеся в системе вузов. Там нет контрольных цифр приема студентов с инвалидностью и поступление глухих и слабослышащих людей осуществляется на общих основаниях. Например, именно так прекратился прием неслышащих выпускников школ в московский медколледж при Московском государственном медико-стоматологическом университете имени А.И.Евдокимова по программе обучения на зубного техника.
7. Слабо развита система профессиональной переподготовки лиц с нарушениями слуха. На данном этапе развития экономики страны – вопрос профессиональной переподготовки остро стоит в рамках решения вопроса трудоустройства населения с учетом потребности открытого рынка труда. Службы занятости предлагают такую возможность для инвалидов по слуху, но, к сожалению, такое обучение недоступно для нашей категории граждан; зачастую образовательные материалы не адаптированы для лиц с нарушениями слуха, не предоставляется услуга перевода на русский жестовый язык.
Предложения:
В целях развития качества и доступности профессионального образования лиц с нарушениями слуха необходимо обратить внимание Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на:
- Подготовку переводчиков русского языка для системы профессионального образования лиц с нарушениями слуха;
- Разработку правового регулирования механизма предоставления услуг перевода русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) для лиц с нарушениями слуха и с одновременным нарушением слуха и зрения, а также нормативов времени работы и оплату труда переводчиков русского жестового языка в системе профессионального образования;
- Разработку доступности дистанционных технологий в системе профессионального образования лиц с нарушениями слуха с учетом их специальных образовательных потребностей (визуализация звуковой информации в форме субтитров, предоставление услуг перевода на русский жестовый язык);
- Разработку вопроса о выделении квотируемых бюджетных мест для лиц с инвалидностью в образовательных организациях среднего профессионального образования, которые функционируют на базе федеральных образовательных организаций высшего образования (СПО в системе ВО).