Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Как жестовый язык управляет экономикой США

Поводом для этого материала, предоставленного отделом международных проектов ВОГ, послужил очередной Международный день жестовых языков. Президент Галлодетского университета предложила посмотреть на жестовый язык с точки зрения экономики. По ее мнению, экономика жестового языка процветает, но многими этот аспект упускается из виду. А ведь она предоставляет значительные финансовые, социальные возможности, а также шансы для трудоустройства по всей территории Соединенных Штатов. Экономика ЖЯ была построена благодаря человеческому капиталу, предпринимательству, торговле и инновациям и стоит… миллиарды долларов.

Автор статьи — Роберта Дж. Кордано, президент Галлодетского Университета

Что именно представляет собой экономика жестового языка?

Как и большинство экономик, экономика ЖЯ изначально существовала в основном в интересах определенной группы населения, в данном случае глухих людей. Ее ценность, которая заключается в экономических, образовательных и социальных возможностях, требующих использования жестовых языков, включая американский жестовый язык, жестовый язык чернокожих американцев и жестовый язык коренных американцев, была создана глухими людьми для глухих людей. Рост этой экономики, наряду с продвижением гражданских прав глухих людей и людей с ограниченными возможностями посредством федерального законодательства (включая Закон об американцах с ограниченными возможностями 1990 года и Закон о реабилитации 1973 года), ускорил расширение доступа к телекоммуникациям и к связи в сфере образования, занятости и общественных мест. Это также привело ко многим революционным технологическим инновациям глухих, которые до сих пор лидируют в мире, в том числе к созданию более 60 лет назад технологии, которую мы теперь называем «отправкой текстовых сообщений», и технологии видео перевода, которая является современным стандартом для доступа к связи между слышащими и глухими людьми во всем мире. Такая экономика жестового языка создает возможности трудоустройства для глухих и слышащих людей практически во всех отраслях промышленности и торговли. По мере того, как возможности продолжают расти, растет и доступ глухих людей и их вклад в организации на исполнительном уровне (уровне руководства), в предпринимательские возможности и в более активное гражданское участие в сообществах и правительстве. Этот вклад приносит пользу всему обществу.

Только в столичном регионе Вашингтон, округ Колумбия, благодаря экономике жестового языка открылись первая в США кофейня «Starbucks», где все общаются на ЖЯ, отделение банка «Chase Bank», где большинство сотрудников знает ЖЯ, магазин «Target» с глухими и знающими ЖЯ сотрудниками, розничный магазин «Apple» для глухих в Библиотеке Карнеги; пиццерия «Mozzeria», принадлежащая глухим и управляемая глухими, принадлежащий глухим пивоваренный завод «Streetcar 82 Brewing Co.» в районе Юнион-Маркет, примыкающем к кампусу Галлодетского университета, в таких магазинах, как «Trader Joe’s», глухие сотрудники выполняют множество функций, включая работу кассирами и менеджерами. Каждое из этих предприятий не только нанимает глухих людей, но и активно развивает свой бизнес, делая свой потребительский опыт гораздо более инклюзивным. Благодаря жестовому языку, глухим сотрудникам и покупательной способности глухих потребителей, эти и многие другие подобные им предприятия по всей стране стимулируют экономический рост далеко за пределами их собственных районов.

Галлодетский университет является ключевым двигателем экономики жестового языка

Галлодетский университет, расположенный в штате Вашингтон, округ Колумбия, является единственным университетом в мире, где студенты живут и учатся на двух языках – американском жестовом языке (ASL) и английском языке. Более чем 22000 его выпускников являются «строителями» и движущей силой экономики США. Они основали множество компаний. Они открыли и управляют двуязычными школами ASL/английского языка, построили издательский и коммерческий бизнес на основе ASL, создали курсы ASL в сфере общественного образования, в разных колледжах и университетах, занимаются предоставлением прямых услуг в рамках программ ASL по охране психического здоровья и химической зависимости, предоставляют услуги перевода жестового языка в самых разных условиях и предоставляют прямые услуги на ЖЯ во всех мыслимых областях, включая юриспруденцию, ресторанное дело, социальную работу, здравоохранение, финансовое планирование и подготовку к налогообложению.

«Справедливый шанс в жизненной гонке»

Галлодетский университет (тогда еще не вуз! – Ред.) был создан в 1864 году, в разгар Гражданской войны в США, на основании хартии Конгресса, подписанной президентом Авраамом Линкольном. В то время лидеры Конгресса и партия Линкольна твердо верили в важность образования как ключа к получению «…справедливого шанса в жизненной гонке».

Эта хартия, незаметно ставшая законом, сыграла важнейшую роль в расширении возможностей глухих людей и людей, использующий ЖЯ, вносить значительный социальный, политический и экономический вклад как в США, так и во всем мире. Галлодетский университет и связанные с ним образовательные программы, в том числе билингвистический Национальный центр обучения глухих от рождения до 12 класса имени Лорана Клерка, создали типично американскую инициативу. Разнообразное сообщество создало надежную и красивую экосистему, обеспечивающую взаимодействие друг с другом и другими людьми с помощью визуальных и тактильных языков, известных под общим названием жестовые языки. И, как и большинство экономик, при стимулировании она обогащает всю жизнь – как для глухих, так и для слышащих людей.

Галлодетский университет сыграл центральную роль в создании экономики ЖЯ. Модель обучения в университете с опорой на визуальный язык проложила путь к открытию, что ASL – это самостоятельный и полноправный язык. В начале 1960-х годов преподаватели Галлодетского университета, Дж. Уильям К. Стоуки (слышащий), Дороти Кастерлайн и Карл Кроненберг (оба глухие), доказали, что ASL является полноценным языком со своей собственной грамматикой и синтаксисом. До этого, с конца 1800-х годов до середины 20-го века, жестовый язык считался в лучшем случае не более чем речевой пантомимой и во многих случаях был вообще запрещен на уроках в школах.

В 1990-е годы, в условиях роста популярности жестового языка и повышения спроса со стороны семей, которые хотели научиться жестовому языку, и профессионалов, которые могли бы общаться на ЖЯ в различных областях, Галлодетский университет сыграл важную роль в признании возможности подготовки студентов к преподаванию ASL. Университет в 2002 году создал первую магистерскую программу, специально предназначенную для подготовки выпускников в качестве квалифицированных инструкторов жестового языка. К 2012 году эта программа превратилась в новую магистерскую программу обучения жестовому языку (MASLED), которая сейчас является крупнейшей базой подготовки высококвалифицированных преподавателей жестового языка в мире.

Американский жестовый язык – третий по популярности язык, преподаваемый в высших учебных заведениях США.

В 2014 году университет поручил компании «Hanover Research» провести независимую оценку отрасли преподавания ASL в высших учебных заведениях. Исследование оценило эту отрасль в 43 миллиона долларов. Эти данные подтвердили вклад Галлодетского университета в американскую экономику. Мы знали тогда и знаем сейчас об огромном влиянии рынка жестового языка. Сегодня, спустя шесть десятилетий после плодотворной работы Стоуки, Кастерлайн и Кронеберга, ASL является третьим по популярности языком, который преподается в высших учебных заведениях и все чаще предлагается в средних (массовых) школах по всей территории Соединенных Штатов.

После данного исследования преподаватели Галлодетского университета и другие специалисты собрали первую в истории подборку данных, которая оценивает ценность более широкой экономики, основанной на ASL. По первоначальным прикидкам, экономика жестового языка в США оценивается по меньшей мере в 3 миллиарда долларов, а возможно, и в 10 миллиардов долларов. Это включает услуги перевода жестового языка (~1,4 миллиарда долларов); инвестиции Федеральной комиссии по связи в услуги ретрансляции видеосигналов (~500 миллионов долларов); функционирование многих школ и программ для глухих по всей территории США (~575 миллионов долларов); услуги по реабилитации (~313 миллионов долларов); услуги перевода видеотрансляции (~250 миллионов долларов); обучение раннему овладению жестовым языком на уровне штата и на федеральном уровне (~114 миллионов долларов); государственные образовательные курсы американского жестового языка K-12 (~37 миллионов долларов); уроки жестового языка и материалы для детей (~25 миллионов долларов). Другие важные экономические факторы включают обучение жестовому языку в обычных школах (~7,8 миллиарда долларов) и доходы от бизнеса, создаваемые сотнями предприятий и некоммерческих организаций, принадлежащих и управляемых глухими, по всей территории США.

Оскароносный фильм «CODA: ребенок глухих родителей» показал миру: жестовый язык переживает исторический момент.

В оскароносномфильме «CODA: ребенок глухих родителей» более 40 процентов экранного времени посвящено актерам, использующим ASL, что является самым большим показателем за всю историю массового кинематографа. Этот фильм показал всему миру, что жестовый язык переживает момент, который выходит далеко за рамки театров и аудиторий и влияет на ВВП страны. Галлодетский университет и более широкое сообщество глухих создали мощный экономический двигатель. Умный инвестор может быть абсолютно уверен в будущем экономики ЖЯ!

Перевод и подготовка текста: Дарья Куделина

[TheChamp-Sharing]

Добавить комментарий