Надеть ироничную майку и заказать кофе на жестовом языке
Распространение информации и повышение осознанного отношения к людям с инвалидностью способствует тому, что возникают и нетипичные способы размещения знания о жестовом языке, и новые возможности доступной среды.
Если ты глухой, но уверен в себе и знаешь, чего можешь добиться, ты запросто наденешь такую майку:
Или подобную ироничную:
В сфере услуг и развлечений появляются менеджеры, способные помочь неслышащему клиенту консультацией на ЖЯ. К примеру, в Диснейленде озаботились общением на равных с маленькими неслышащими посетителями. Для малышки Шейли посещение парка развлечений стало незабываемым, когда персонаж мультфильма вдруг приветствовал ее на жестовом языке. Почитать подробнее об этом и посмотреть видео можно здесь.
Растет опыт работы людей с нарушениями слуха в заведениях общепита, когда они не только частично или полностью составляют персонал, но и вступают в коммуникацию с посетителями (парижское кафе, рестораны в Германии, кофейни сети “Старбакс” с глухими бариста – в Америке и Южной Корее).
Но встретить графические знаки ЖЯ в “говорящих” заведениях – пока еще в диковинку. В тех или иных уголках планеты уже можно увидеть в кофейнях доски с жестовыми обозначениями кофе и других напитков, что дает возможность сделать заказ на ЖЯ тем, кому это важно, а другим посетителям – просто попробовать подучить жесты, попивая кофе, или задуматься о новых для себя вещах.
Инициативы такого рода могут приобретать все более широкий размах. Все, пожалуй, хорошо помнят масштабную социальную акцию прошлого года, когда компания Samsung открывала в Турции колл-центр для людей с нарушениями слуха и решила создать дружественную обстановку для одного случайного глухого парня из Стамбула. Его сестра сыграла большую роль в плане, соседи выучили нужные жесты, и Мухаррем на час оказался в мире, в котором все кругом говорили на родном и понятном ему языке.
Ролик каждый раз производит сильное впечатление – и хочется верить, что добрых дел действительно становится больше.
В следующей части мы дадим обзор тематической социальной рекламы в России и расскажем про новый документальный фильм про глухих, который уже снимается.