Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Глухие люди в диалоге с обществом.Часть 1

Как воздействует на общество социальная реклама про глухих: примеры и тенденции

Недавно мы делились с вами социально-ориентированным роликом «Видеть со скоростью звука», в котором нестандартно демонстрируются особенности восприятия мира глухим человеком. Решив продолжить тему, мы перебираем другие примеры новаторской социальной рекламы и обращений, которые формируют такую положительную современную тенденцию, как неожиданные подходы к обозначению затруднений глухих людей и расширению знания о жестовом языке. Хорошая постановка проблемы зачастую способствует нахождению новых возможностей ее решения.

Еще раньше, чем появился упомянутый выше видеоролик, по социальным сетям кочевала серия плакатов под условным названием Deaf Problems («Проблемы глухих»). Слоганы не просто обозначают основные и давно известные коммуникационные затруднения людей с нарушениями слуха, но и графически оформлены так, что сразу отображают суть этих «трудностей перевода». Текст по-настоящему говорит сам за себя.

6572Я не могу услышать тебя, если ты бормочешь

 

6571Я не могу услышать тебя, если ты прикрываешь рукой рот

 

3456Я не могу услышать тебя, если ты…
…не поворачиваешься ко мне лицом

 

2424Говорите по очереди, а не одновременно

Возросший уровень осознания глухими своих прав способствовал и появлению такого понятия, как «аудизм» – дискриминация по слуху, принижение хорошо слышащими людьми тех, кто плохо слышит. Неудивительно, что и здесь возникают призывы прекращать, как и в случае с разными другими неприятными и вредными «-измами». Некоторые из них тоже воплощаются графически.

Clip2net 160316011224

В социально-просветительской деятельности по укреплению положительного отношения к людям с нарушениями слуха сейчас запросто принимают участие и слышащие энтузиасты. В Великобритании три года назад проходила социально-медийная кампания в поддержку включения детей и молодежи с нарушениями слуха в совместную со слышащими людьми деятельность в сфере искусства, кинематографа, поэзии, театра. На экранах в лондонском метро можно было увидеть, как показывают «доброе утро» на британском ЖЯ самые разные люди – студенты, маленькие дети, пенсионеры, пожарные. К ним присоединялись звезды кино и спорта и даже выдуманные персонажи – например, Груффало, большой и страшный лесной зверь, герой английской детской литературы.

Проект сопровождался обращением к аудитории присылать при желании свои фотографии с фиксацией жестов. Как это сделал Дэниел Рэдклифф, звезда «Гарри Поттера», и советует всем тоже выучить эту простую фразу:

 555567

А в видео-динамике все эти пожелания, которые каждый участник выражает в своей индивидуальной и искренней манере, превращаются в особенно живой и вдохновляющий пример популяризации жестового языка. И позволяют проникнуться ощущением его универсальности.
Ролик открывает тот самый Груффало.

Еще одно не теряющее актуальности видео на британском ЖЯ. Deaf Not Dumb – динамичный ролик в рэп-стиле, в котором текст «начитывают» три индийские девушки. Лейтмотив простой – это призыв не относиться к глухим с предубеждением и избавиться от стереотипа «глухой = глупый». Благодаря легкости и выразительности исполнения смотрится как своеобразный и искренний манифест от объединения талантливой глухой молодежи, которая заявляет: да, мы глухие, мы гордимся этим и требуем к себе уважения и понимания.

Интересно, что в сознании глухих людей чаще начали щелкать некие переключатели, формируется ощущение личной ответственности за условия доступной среды и равноправное отношение. Это выражается в целенаправленном указании на конкретные проблемные места в общественной коммуникации: можно быстрее обрести вероятность что-то исправить, если берешься за это сам.

К примеру, одно объединение американских глухих публично высказало сожаление по поводу того, что в рекламных роликах, выпускающихся специально к Рождеству, отсутствуют субтитры. Рождественские ролики в Америке – это традиционная категория рекламы, которая транслирует семейные и общечеловеческие ценности, бывает очень забавной, оригинальной и создает особенное праздничное настроение. И глухие американцы почувствовали себя обделенными, ведь на фоне в таких роликах часто звучат милые и добрые песенки, – а они их не слышат.

Поэтому было распространено обращение под девизом All I Want for Christmas Is Subtitles («Все, чего я хочу на Рождество, – это субтитры»). В нем отмечалось, что, помимо прочего, из-за этой «невнимательности» экономика страны теряет около 10 млн человек потенциальной аудитории. Некоторые компании отреагировали оперативно, добавив в свои ролики субтитры, а другие, хочется надеяться, учли на будущее.
Проблема субтитрирования видеоматериалов, которые рассчитаны на широкую аудиторию, нам хорошо знакома и понятна, тем более сейчас, когда выходит множество интереснейших видеолекций, не говоря уж о новых российских фильмах. Правда, в этом году, объявленном у нас Годом российского кино, стала развиваться такая социально-культурная инициатива, как организация кинопоказов специально адаптированных фильмов для незрячих и глухих в разных городах России.

Еще одно американское объединение вносит свой вклад в изменение отношения к глухим, развивая в соцсетях движение под названием #ShowYourAids – «Покажи свои слуховые аппараты». Движение направлено на то, чтобы убедить глухую молодежь не стесняться своих аппаратов, из-за которых их дразнят слышащие сверстники. Такой способ привлечь внимание и открыто обсудить нехватку моральной поддержки глухой молодежи со стороны общества придумала 19-летняя американка Эмма Радкин. Эмма не понаслышке знакома с этой трудностью и сумела при этом завоевать в прошлом году титул «Мисс Сан-Антонио», став первой глухой победительницей в истории конкурса красоты во втором по величине городе штата Техас.

5670

Среди прочих демонстрирует свои аппараты и Деррик Колмен – заметная фигура, талантливый и единственный глухой игрок в Национальной футбольной лиге США.

17 03 2016

В следующей части мы расскажем о примерах, когда жестовый язык легко и ненавязчиво интегрируется в «слышащие» сферы.

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.