Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Состоялся конгресс Всемирной федерации глухих

28 июля состоялась церемония открытия Конгресса ВФГ. Как и принято на подобных мероприятиях, присутствующие увидели национальные танцы, игру на барабанах, выступления местных чиновников, говорящих о проблемах инвалидов и т.д. За церемонией последовал доклад Лиизы Кауппинен – почетного президента ВФГ, которую за ее огромные заслуги три университета мира удостоили званием доктора наук.

29 июля на Конгрессе шла работа по двум направлениям: жестовый язык и права глухих. И в первый, и в последующие дни программа была очень насыщенной, поэтому людям трудно было выбрать один доклад, когда параллельно в других залах шли еще три презентации.

На закрытии Конгресса

Одна из них была о лаборатории на базе Галлодетского университета (США), которая уже 9 лет занимается разработкой различных материалов на жестовом языке, а в последние годы сотрудники выпускают электронные книги для детей разного возраста. Для маленьких детей глухие авторы придумали историю под названием “Баобаб” – она рассказана на американском ЖЯ, а внизу электронной “страницы” книги дается очень простой текст. Ребенок может выбрать любое слово из текста и увидеть, как эти слова показываются на АЖЯ и дактилем. В ближайшее время лаборатория планирует продавать эту программу, которую все могут наполнять своим содержанием на своем жестовом и словесных языках. По окончании первого дня Татьяна Давиденко задала вопрос Мелиссе Малцкун, работающей над этим проектом, о привязанности глухих детей к электронным билингвистическим книжкам. Не повлияет ли это в дальнейшем на чтение обычных книг? Мелисса признала, что их тоже волновал этот вопрос, но они рассматривают такие книги просто как первый шаг для обучения чтению. Наоборот, благодаря им, они надеются пробудить в детях интерес к чтению и к мировой культуре.


Маркку Йокинен представил доклад об инклюзивном образовании. Он в своем выступлении использовал цитату профессора Кима из Южной Кореи, сторонника инклюзивной системы обучения: “Нигде в мире я еще не видел идеально организованного инклюзивного образования”. Финн говорил о том, что ВФГ всегда защищала специальные школы для глухих, а полноценная инклюзия подразумевает открытый доступ к качественному образованию, использование билингвистического подхода, уважение и учет потребностей каждого ученика.
Американцы сделали доклад о глухих владельцах собственного бизнеса. Конечно, это слишком громкий термин: среди них в основном фотографы, чистильщики обуви, хозяева маленьких лавочек. Но есть, конечно, и известные в мире глухих рестораторы. Понятно, что среди глухих безработица выше, например, сейчас в США 44% безработных глухих – лица от 18 до 40 лет. Важно, что для неслышащих хозяев бизнеса во всем мире характерно привлечение на работу глухих.
Очень интересным был доклад из Японии о выражении числительных в разных жестовых языках. К сожалению, РЖЯ в проект не входил, но мы уже договорились о том, что данные по России будут учтены позднее. Исследование показало, что во всех рассматриваемых языках числительные до 5 показываются одной рукой, а потом могут быть и двуручные, и комбинированные жесты. Десятки и сотни показывают по-разному. Как и в РЖЯ, в других жестовый языках есть инкорпорированные числительные (1 жест = 2 слова) – когда мы, например, говорим о времени или возрасте.
Еще в этот день был доклад о жестовых языках из “группы риска”, которые находятся под угрозой исчезновения. К ним относятся языки меньшинств, например, старо-ирландский ЖЯ в Австралии, им пользуется все меньшее количество людей. Или был ЖЯ на острове Мартаз Виньярд, недалеко от Бостона, и этот язык совсем исчез. На РЖЯ также воздействуют много факторов – очень много заимствований, вместо своих используются американские или международные жесты. Часто на ситуацию влияют сами глухие, если они не уважают свой язык и не гордятся им.

Валерий Рухледев представляет Вадима Иванченко, награжденного Орденом ВФГ

Докладчик из Колумбии рассказал о так называемой диспетчерской службе перевода, то есть когда глухие или переводчики общаются по видео, через скайп или иные программы, используя как стационарные компьютеры, так и обычные смартфоны. В Колумбии катастрофически не хватает переводчиков: всего глухих в стране около 10 тысяч, на 1 переводчика приходится 249 глухих. Правительство выделило средства на создание такой службы – она абсолютно бесплатна для глухих и произвела в их жизни настоящую революцию. Время разговора ограничено 10 минутами, так как в этой службе работает лишь 40 переводчиков. Она также не круглосуточна – рабочие часы только с 6 утра до 10 вечера. Татьяна Давиденко спросила, что делать, если что-то случится ночью – роды, например. Увы, сообществу глухих есть еще за что бороться, пока в это время по старинке приходится обращаться к соседям и родственникам.
30 июля один из докладов был посвящен обучению глухих в Чили. Традиционно в школах Чили использовался устный метод обучения, без использования жестового языка. В 1995 году начался проект по использованию билингвистического подхода, результаты которого были удачными, и в 2005 году Министерство образования приняло решение на переход к билингвистическому обучению с использованием настоящего ЖЯ глухих Чили. Очевидно, что без глухих педагогов никакой билингвизм в школе невозможен. В стране есть неслышащие дипломированные учителя, но их немного, поэтому в школу привлекаются глухие и без образования для работы воспитателями и в иных качествах. Опытные глухие объясняют им правила работы и общения с детьми в школе, и ученики, воспитанные в жестовой среде, имеют адекватную самооценку и идентификацию. Следующая задача педагогов – подготовка детей к жизни не только в мире глухих, но и в мире большинства, в мире слышащих.
1 августа завершился Конгресс ВФГ. Всего в нем приняли участие 1300 человек из 97 стран, работали 90 переводчиков на 49 национальных жестовых языках и на международных жестах, а также 100 волонтеров, а заключительным событием Конгресса стал вечерний банкет.

Анна Комарова

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий