Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Загадай желание!

(Спектакль, родившийся из гранта)

Тверское региональное отделение ВОГ выиграло грант под проект «Доступный театр», который реализуется в три этапа. На первом этапе, в конце апреля, в Тверь с гастролями приехал московский Театр мимики и жеста, и привезенные им спектакли стали культурным событием для неслышащих. На втором этапе – 11 мая – ведущие артисты ТМЖ провели в ДК ВОГ открытый мастер-класс «Театральная мастерская» для активистов самодеятельности ВОГ, где делились секретами актерской профессии. Впрочем, заглянуть в закулисье захотели очень многие, встреча получилась живая, построенная на активном творческом диалоге, насыщенная эмоциями и взаимными открытиями.

Результатом полученного опыта должен был стать свой домашний жестовый спектакль, удовлетворяющий культурные потребности инвалидов по слуху. Спектакль состоялся, в нем задействованы как носители жестового языка, так и слышащие участники; коллектив уже успешно гастролирует по районным организациям ВОГ области.

За постановку нового спектакля для неслышащих взялась режиссер проекта «Гримерка» Юлия Ельмина (Тюсова). Она следила за реализацией нашего гранта, присутствовала на мастер-классе артистов Театра мимики и жеста и загорелась возможностью поработать в незнакомом ей жанре. Оптимальным решением стала адаптация для ВОГовской сцены спектакля Ольги Якимовой «Новогодние желания», который уже имелся в репертуаре «Гримерки». Автор пьесы определила жанр как психологический триллер, у нас же получилась скорее психологическая комедия. Действо было отвязано от новогодней тематики и получило название «Загадай желание».

Первое действие спектакля воспринимается как девичник: у главной героини Светланы (Ольга Богусевич) в отсутствие ее сожителя Виталия собираются как будто бы подруги. Они настолько разные по облику, взглядам и образу жизни, что возникает вполне резонный вопрос: что же их объединяет, заставляет дружить? Женщины постоянно подкалывают друг друга и Светлану. Мечтательная одухотворенная Мария (Екатерина Чиркова) увлеченно рисует, планирует написать книжку, предлагает сделать коллаж для закрепления визуализации и воплощения заветных желаний…

Циничная и язвительная Дина (Жанна Пашнина) демонстративно курит, приземленно цепляется словами к Маше, высмеивает ее наивность и чистоту, предлагает выпить, покутить – в этом она видит простейший выход из всех сложностей. Вид соответствующий: яркий макияж, прическа с рожками чертовки, темные материалы костюма, тяжелая обувь… Она сбивает главную героиню с толку и мешает той рационально разобраться с проблемами. Стройная спортивная Софья в ярком красно–желтом комбинезоне (Ирина Авдеева) пропагандирует ЗОЖ, правильно питается и постоянно считает калории, а потому осуждает Светлану за пару незаметно набранных лишних  килограммов.

Эффектная Кира, сделавшая успешную карьеру, (Наталья Устинова), подтянутая и собранная в своем деловом костюме (бирюзовые строгие юбка и жилет), появляется последней – сразу с работы, но и в гостях не расстается с кипой документов… Наталья в роли Киры достоверно показывает, как непросто большинству женщин дается карьера – голова постоянно занята мыслями о службе, а документы то и дело приходится брать на доработку домой. Нагрузки, усталость копятся, и единственное желание – выспаться!

Эти женские персонажи  совпадают лишь в одном: в резком неприятии Виталия, никчемного, как им кажется, избранника Светланы. Оказывается, ни одна из них такого в партнеры себе не выбрала бы! Доведенная подобными разговорами до нервного срыва Светлана, пытающаяся безрезультатно оправдать «мужа» (ситуация банальная: в незарегистрированных отношениях женщина считает себя женой, а мужчина себя мужем не ощущает) протыкает ножницами любовно склеенный Машей и прикрепленный к стене коллаж желаний, резко оборачивается и… наотмашь ранит ножницами Машу… Та, «умирая», красиво оседает на пол…

С корпоратива возвращается подвыпивший Виталий (Андрей Устинов) и сразу устремляется к сервированному столу, выпивает. Андрей с презентабельной внешностью удачно воплотил образ рационального, душевно нетонкого, равнодушного человека. Не сразу он замечает сидящую на коленях над испорченным коллажем Светлану, руки которой испачканы чем-то красным – кровью ли, краской? Женщина утверждает, что она убила… Мечту. Тут зрители начинают догадываться, что под видом подруг скрывалось нечто иное…

Свет меркнет. Антракт.

В антракте в зрительном зале появляются две весьма фигуристые медсестры (Ольга Григорьева и Надежда Сорокина), которые, заигрывая и пританцовывая, шутливо предлагают всем желающим прослушать легкие, всадить укол или облегчить страдания клизмой.

Начало второго действия ирреалистично. В глубине затемненной сцены лежит, как Спящая красавица или Джульетта, Маша со сложенными на груди руками. Софья, Кира и Дина в одинаковых длинных одеяниях, похожих на изысканные ночные сорочки, и головных уборах с вуалью, выходя в полумраке к зрителю мимо Маши, кладут на грудь «усопшей» розы и садятся в ряд… Другая половина сцены условно оформлена как кабинет психотерапевта (Александр Авдеев), куда Виталий приводит на консультацию Светлану. Александр Авдеев создал образ несколько чудаковатого врача, не растерявшего романтизма. Виталий же искренне убежден, что с психикой женщины что-то не так… Светлана рассказывает врачу о раздираемых ее противоречиях, и оказывается, что «подруги» – это грани ее личности, разные жизненные роли и ипостаси. Кира символизирует карьеру, страстное желание добиться профессионального успеха; Соня – спортсменка, толкающая работать над идеальным здоровым телом,  оптимистичная и активная. Маша несет в себе мечты юности, половина которых так и не реализована: создать творческую студию, рисовать, примерить на себя роль писателя, много путешествовать, родить очаровательных талантливых детей…

Конец спектакля вполне себе мажорный: зрители видят зарождающуюся симпатию между психотерапевтом и Светланой.  Героиня, похоже, встретила свою любовь, и диапазон ее жизненных ролей обогатится ролями жены и матери.

Любопытно было следить за игрой самодеятельных актеров. Учитывая, что на сцене не было профессионалов и для всех задействованных в постановке театральное творчество лишь хобби, отрадно отметить: исполнители убедительно и гармонично проживали свои роли, с которыми, безусловно, справились. Немалая в этом заслуга режиссера Юлии Тюсовой: она разглядела типажи участников самодеятельности и каждому предложила подходящую роль, резко не конфликтующую с его характером. Сложнее всех, пожалуй, пришлось  Ольге Богусевич в образе Светланы. Однако Ольга собралась, включила воображение и справилась с режиссерской задумкой.

Декорации и реквизит постановки лаконичны: минимум мебели и предметов на сцене. Но знаки–символы присутствуют, и внимательные зрители их легко считывают. Это фотография Виталия в рамочке – как мечта Светланы о счастливом замужестве; мольберт Маши как атрибут творческих поисков; зелень и фрукты на столе – отсылка к ЗОЖ; постоянная бутылка шампанского в руках Дины как нечто дестабилизирующее… Даже плащ, который Светлана накидывает, чтобы прогуляться с врачом, непростой и включает в себя цвета костюмов всех женских персонажей (розовый, красный, желтый, бирюзовый, черный и нейтральный светлый), т.к. эти персонажи – ее внутренние сущности.

Настоящей творческой находкой показался подход в решении и исполнении костюмов: они были не только качественно пошиты и хорошо сидели, но и несли львиную долю информации о героях .

Тверские переводчики Наталья Мамитова и Наталья Третьякова распределили  персонажей спектакля между собой и озвучивали каждая своих на разные голоса. Игра интонаций и тембров голоса, смена темпов речи, паузы – вся голосовая стихия спектакля – во власти дикторов, и они создают ее живой и естественной. Но только озвучкой вклад переводчиков не ограничился. Постановкой жестов при разучивании ролей актерами, то есть выбором самых эффектных и точных жестов при переводе слов пьесы на жестовый язык, занимались тоже переводчики, потому что режиссер Юлия Тюсова – из мира слышащих и жестовым языком не владеет.

Жанна Пашнина и Катя Чиркова имеют нормальный слух, но не в первый раз уже участвуют в проектах для неслышащих. Их фанатизм в изучении жестового языка вызывает восхищение!

Спектакль «Загадай желание» уже был показан в Кимрах, Торжке и Твери. Впереди поездка во Ржев, а также участие с этим спектаклем в конкурсе «Территория жестов» 9 ноября в Москве.

Председатель Тверской региональной организации ВОГ Светлана Ибрагимова (она же – руководитель творческого коллектива  самодеятельности неслышащих «Ассорти») осуществила всю организационную работу по подготовке проекта «Доступный театр»: согласовывала документы, покупала необходимое, находила нужных людей, договаривалась по аренде автобусов и с директорами ДК, заказывала афиши,  присутствовала на репетициях…

Поздравляем всех участников интересного проекта с его успешной реализацией и желаем, чтобы он стал первой ступенькой в длинной лестнице новых достижений!

Текст, фото: Наталья СЕРГЕЕВА

Добавить комментарий