26 и 27 января в Томске проходил межрегиональный семинар “Жестовый язык – правовые основы и его роль в развитии неслышащего ребенка”. Семинар являлся частью проекта “Билингвизм как путь к развитию”, реализуемого АНО “Центр поддержки людей с нарушенным слухом” с помощью Фонда президентских грантов.
Спикерами семинара были М.Б. Ларионов и В.А. Паленный, также был заслушан доклад А.А. Комаровой. Аудитория семинара была весьма разнообразна – здесь присутствовали педагоги и психологи массовых школ, сотрудники ПМПК, родители неслышащих детей, глухие преподаватели русского жестового языка, переводчики РЖЯ, волонтеры и другие заинтересованные лица. Был целый десант из Новосибирска. Конечно, хотелось бы, чтобы сотрудники Томской специальной коррекционной школы проявили больше внимания к семинару и обеспечили более высокую явку, но по факту присутствовало всего три сотрудника.
Выступает М. Ларионов, переводит О. Варинова
Порадовала активность Департамента общего образования – его сотрудники откликнулись и провели большую информационную работу с подведомственными учреждениями. Кстати, еще до семинара от Департамента образования в адрес АНО “Созвучие” поступило предложение заключить соглашение о сотрудничестве и совместно работать для выстраивания системы поддержки обучения детей с нарушенным слухом в массовых школах. И мы, конечно же, согласились!
Но вернемся к семинару. Основной здесь была мысль: РЖЯ должен сопровождать неслышащего ребенка на всем протяжении его жизни для того, чтобы позволить максимально полно воспринимать все, что происходит вокруг. Да, голосовую речь важно развивать, но не в ущерб общей познавательной активности – ведь мы знаем, что нередко глухой ребенок механически заучивает слова и фразы, не понимая их смысла. Как выразился Максим Ларионов: “Попугая можно научить говорить, но академиком он не станет”. Много говорили о талантливых глухих людях, о том, какую роль они играли в истории нашей страны. Оживленно дискутировали и делились мнениями…
В первый день в зале были журналисты, которые так заинтересовались данной темой, что после семинара сделали репортаж из специальной коррекционной школы, пообщавшись с учителями и детьми. А директор школы дала согласие на проведение уроков РЖЯ для детей и педагогов, и, значит, впереди у АНО “Созвучие” – новые проекты, а у школьников появляется надежда на получение знаний в доступном виде и на повышение общего уровня образования.
Анна Попелло, директор АНО
“Центр поддержки людейс нарушенным слухом “Созвучие””