“Границы моего языка определяют границы моего мира”
Людвиг Витгенштейн
В Иваново 14 сентября прошла II областная родительская конференция “Роль русского жестового языка в воспитании и образовании глухого ребенка”, организованная Ивановским региональным отделением ВОГ.
Собрались педагоги из образовательных учреждений для слабослышащих и глухих детей дошкольного и школьного возраста, родители глухих детей, специалисты органов управления образованием, социальной защиты населения и другие заинтересованные лица.
Из числа компетентных специалистов поделиться опытом пригласили начальника Управления социальной политики и реабилитации ВОГ Максима Ларионова и учителя-дефектолога, председателя Московского объединения глухих учителей Надежду Чаушьян. Кроме того, специально для конференции организовали видеомост с Францией.
Председатель Ивановского РО ВОГ Татьяна Блинова не только открыла конференцию, но и выступила с небольшой справкой о положении инвалидов по слуху в Ивановской области в сфере образования. После нее слово взял Максим Ларионов, который рассказал о правовых основах использования русского жестового языка в образовательном процессе. По его мнению, важную роль в качественном образовании детей с нарушениями слуха играет обоюдное желание родителей и преподавателей выстроить их обучение так, чтобы дети понимали сам предмет. Здесь большую роль играет билингвистический подход как наиболее эффективный сегодня.
Для внедрения предмета “Русский жестовый язык” в школах глухих и слабослышащих детей в качестве факультатива нет никаких препятствий – необходимо лишь желание родителей и добрая воля администрации школы.
Надежда Чаушьян не осталась в стороне и рассказала о своем обширном педагогическом опыте. Приводила сильные аргументы, один из которых заключается в том, что обучение устным методом эффективно только тогда, когда у ребенка имеется большой словарный запас. Общеизвестно, что языки, постоянно находящиеся в употреблении, развиваются и совершенствуются, а в случае с глухими детьми многие педагоги пытаются обучить их словесному языку без предшествующей базы на жестовом языке. В результате развитие русского языка у ребенка стопорится, потому что не подготовлена основа под него.
Проблему Чаушьян видит в отсутствии государственной системы ранней помощи для детей с нарушениями слуха с самого рождения и их родителей. Ведь в большинстве случаев родители не имеют представления о том, как общаться, как развивать, как обучать – и упускают драгоценное время для фундаментального образования ребенка. Научно доказано, что ребенок в возрасте от 3 лет начинает отставать от сверстников, если с ним не проводили соответствующую работу. При этом кохлеарная имплантация, устный метод обучения – не панацея, это лишь вспомогательные средства развития ребенка.
Надежда Чаушьян
Не остались в стороне другие педагоги. Так, о методике Эмилии Леонгард и фонетической ритмике в обучении глухих детей слушателям рассказала Вероника Шеберстова, педагог-дефектолог детского сада с более чем 40-летним стажем. А Анжела Бородулина, глухая учитель истории и географии в школе для глухих, осветила тему разницы в уровнях образования в советское время и сейчас.
Анжела Бородулина
Екатерина Савченко, директор АНО “Центр развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей “Я понимаю””, не смогла приехать на конференцию, но прислала видеозапись с собой и презентацию – последнюю за нее представил Максим Ларионов.
Екатерина рассказала о личном опыте воспитания глухого ребенка. Удивительным, по ее мнению, оказывается то, что многие слышащие родители не знали, что посредством жестового языка можно было общаться со своим ребенком с момента его рождения. Видя такое, она стала приходить к выводу, что проблема кроется в родителях, в семье, в отсутствии раннего контакта между ребенком и родителем.
Нужно заниматься с детьми, применяя все доступные методы развития детей: жестовый язык, таблички, дактилологию и многое другое. Ларионов добавил к этому, что ВОГ только поддерживает деятельность родительских объединений, целью которых является повышение качества образования глухих детей.
Успешно прошел видеомост с Василием Бубновым – уроженцем Иваново, ныне живущим во Франции, где он преподает французский жестовый язык. Василий рассказал об успешном опыте билингвистического обучения во Франции: воспитанные по этой модели глухие дети сдают экзамены при поступлении в технические и высшие учебные заведения наравне со слышащими.
Конференция прошла в позитивном ключе, все участники согласились с тем, что с глухими детьми надо работать и работать. Лидер молодежного движения глухих в Ивановской области Сергей Цветков поделился информацией о том, что уроженка Иваново и их коллега Ксения Мельчаева учится в Московском государственном лингвистическом университете на преподавателя РЖЯ, и надо уже думать о внедрении уроков жестового языка в Ивановской области, хотя бы в качестве факультатива.
В заключение была сформулирована общая мысль, что пора от слов переходить к делу и провести работу с родителями и руководством школы с целью поэтапного внедрения предмета “Русский жестовый язык”, а также по вопросу необходимости создания системы ранней помощи для глухих детей. Также было предложено организовать следующее мероприятие на базе школы.
В работе конференции активно участвовала и делегация из Нижегородского РО ВОГ, во главе с председателем Марией Дмитриевой, что подтверждает актуальность поднимаемой темы.
И хотя на конференцию в целом, несмотря на старания организаторов, пришло не так много родителей, как хотелось бы, мы надеемся, что она не прошла даром. И те слышащие родители, которые остались до конца, смогли получить ценную информацию о важности использования жестового языка в образовании глухих детей, а специалисты и руководители системы образования поняли: для реализации положений Конвенции о правах инвалидов по части образования по-прежнему требуются конкретные решения.