Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Беседа в Информационном центре ООН в Москве

Информационный центр ООН в Москве
5 июня 2017 года
Интервью с В.Н. Рухледевым

В канун 10-летнего юбилея Конференции государств-участников Конвенции о правах инвалидов в офисе Информационного центра ООН в Москве, что в Леонтьевском переулке, директор центра Владимир Валерьевич Кузнецов взял интервью у члена Комитета ООН по правам инвалидов, президента ВОГ Валерия Никитича Рухледева. Позднее интервью в видеоформате также будет доступно на информресурсах ООН.

Informcenter OON Rukhledev 07 06 01
В.Н. Рухледев и В.В. Кузнецов, директор Информационного центра ООН в Москве

– Мы с вами беседуем накануне 10-й, юбилейной, сессии Конференции государств-участников Конвенции о правах инвалидов, которая пройдет 13-15 июня в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией 5 лет назад, то есть и мы в этой связи отмечаем свой юбилей. Как Вам кажется в целом: какой путь мы проделали за это время – с точки зрения законодательных реформ, социальной политики, формирования отношения к людям с ограниченными возможностями как к полноценным членам общества?
– Прежде всего, хочу поздравить всех участников 10-й сессии Конференции и передать привет моим коллегам из Комитета по делам инвалидов! Желаю плодотворной работы!
Переходя к Вашему вопросу – Вы правы, в 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, но хочу отметить, что серьезная работа на государственном уровне началась еще задолго до ратификации. Начиная с 2008 года, после подписания Россией акта о присоединении к Конвенции, был создан Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, на заседаниях которого совместно с НПО инвалидов обсуждались и принимались решения по формированию государственной политики в отношении инвалидов.
Аналогичные совещательные органы стали действовать на региональном и муниципальном уровнях. Тогда же правительством был создан Департамент по делам инвалидов. Министерство труда и соцзащиты с участием НПО инвалидов разработало и приняло Государственную программу «Доступная среда», которая действует и сегодня. Была проведена большая работа по подготовке к ратификации Конвенции и приведению российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Сразу же после ратификации Конвенции разработана и принята масса новых законов, связанных с повышением качества жизни инвалидов в Российской Федерации.
В 2014 году принят федеральный закон №419, который внес поправки в 25 федеральных законов, регулирующих правоотношения по обеспечению доступной среды на транспорте, в учреждениях культуры, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты, здравоохранения, а также при получении государственных услуг, услуг связи, осуществлении правосудия, реализации избирательных прав.
Конечно, невозможно сразу устранить недостатки в обеспечении условий создания безбарьерной среды и случаи дискриминации людей с инвалидностью. Но важнее всего, что российские государственные органы власти стали активнее привлекать НПО и экспертов-инвалидов к совместной работе. Это свидетельствует о растущем понимании проблем инвалидов и готовности совместно решать эти проблемы.

Informcenter OON Rukhledev 07 06 02
В.В. Кузнецов, помощник президента ВОГ В.В. Иванченко, В.Н. Рухледев

– Конвенция о правах инвалидов основывается, среди прочего, на следующих принципах: недискриминация, полное и эффективное вовлечение и включение в общество, равенство возможностей, доступность (то есть обеспечение доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации, средствам связи и пр.). В каких направлениях мы достигли наибольших успехов? В каких еще предстоит провести работу?
– Я уже отмечал, что с момента подписания и ратификации в России Конвенции о правах инвалидов было принято большое количество законов и других нормативных актов. На основании этих законодательных актов в каждом регионе и каждом городе утверждаются программы по обеспечению физической доступности транспорта, объектов и учреждений социального значения. Это поликлиники и больницы, школы и ВУЗы, предприятия транспорта. Где-то меры принимаются грамотно, с соблюдением всех нормативов и регламентов, а где-то подходят к решению вопроса формально: поставили пандус, не проверив угол наклона и его соответствие строительным нормам и ГОСТам, «для галочки». Но все же ситуация меняется, потому что общественные организации не молчат и заявляют об имеющихся случаях нарушения прав инвалидов.
Если взять право инвалидов по слуху на доступ к информации, то в качестве положительного примера можно отметить увеличение количества субтитрированных программ на 6-ти федеральных государственных каналах, мероприятия по повышению статуса русского жестового языка и подготовке переводчиков. Но остаются нерешенные вопросы: внедрение жестового языка в образовательный процесс глухих детей, повышение доступности профессионального образования и рабочих мест для людей с инвалидностью и многое другое…
Но, кроме обеспечения физической и информационной доступности, важно активнее проводить мероприятия по разрушению стереотипов и мифов в отношении людей с инвалидностью, которые все еще имеются в нашем обществе. Именно из-за негативного восприятия и отсутствия информации происходит дискриминация инвалидов. Здесь очень важна роль средств массовой информации – как на телевидении, так и в интернете. Популяризация положительных примеров и успехов инвалидов, в том числе в бизнесе, спорте и культуре, позволит развеять стереотипы и неприязнь.
Необходимо внедрять в широкую практику курсы по культуре и этике общения с инвалидами – для большего понимания инвалидной специфики. Это должно касаться всей сферы услуг.
Также необходимо создавать, развивать и поддерживать институты, способные выявлять и анализировать проблемы инвалидов, исследовать и обобщать опыт экспертов и НПО инвалидов, чтобы применять его при разработке различных социальных программ.

Informcenter OON Rukhledev 07 06 03

– Пожалуйста, уточните, какие средства правовой защиты предусмотрены Конвенцией для лиц с инвалидностью? Известны ли Вам случаи, когда российские инвалиды прибегали к международным инструментам правовой защиты?
– Сама Конвенция о правах инвалидов, если она ратифицирована государством-участником, уже является мощным инструментом для отстаивания законных прав и интересов инвалидов. Хочу напомнить, что в России за последние годы возросла общественно-политическая деятельность инвалидов. В одной только Государственной Думе 9 депутатов-инвалидов, и на местах инвалиды также активно подключаются к законотворческой деятельности и мониторингу прав инвалидов.
На основании Статьи 33 Конвенции в России осуществляются следующие действия.
Во-первых, мониторинг вопросов, связанных с осуществлением Конвенции, курирует Департамент по делам инвалидов Минтруда России.
Во-вторых, координационным механизмом по реализации норм Конвенции является Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, а на региональном и муниципальном уровнях – соответствующие Советы и Комиссии по делам инвалидов.
В-третьих, независимым механизмом мониторинга с возможностью осуществлять защиту прав отдельных граждан является офис Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который рассматривает жалобы и принимает необходимые меры по защите прав человека, в том числе по собственной инициативе.
Также мы знаем, что Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов наделяет Комитет ООН по правам инвалидов полномочиями принимать и рассматривать жалобы от инвалидов в том случае, если на национальном уровне инвалид прошел все инстанции рассмотрения жалобы.
К сожалению, Российская Федерация не подписала Факультативный протокол, поэтому у меня нет информации по обращениям российских граждан в Комитет по правам инвалидов.

– Если ориентироваться на примеры в международной практике, опыт каких стран, по Вашему мнению, наиболее применим и полезен для России с точки зрения разработки мер, предусмотренных Конвенцией?
– Как член Комитета по правам инвалидов, я заслушиваю доклады государств- участников Конвенции и альтернативные доклады НПО, по которым можно объективно сравнивать качество жизни и проблемы инвалидов в разных странах.
Поверьте, Россия имеет свой передовой опыт, сопоставимый с опытом самых развитых стран. Необходимо этот опыт распространить по всей территории нашей страны, а с этим у нас пока есть проблемы, особенно в сельской местности.

– Если бы Вас попросили оценить результаты, достигнутые российским обществом в деле обеспечения равенства возможностей и включения инвалидов в общество, по шкале от 1 до 10 баллов, какова была бы Ваша персональная оценка прошедшего десятилетия?
– Мне трудно давать оценку, однако я вижу значительные перемены в российском обществе по отношению к инвалидам – и надеюсь, что эта положительная динамика будет постоянно набирать обороты!

– Спасибо за интервью!

Informcenter OON Rukhledev 07 06 04

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.