Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Разрешат ли глухим учиться на их родном языке?

Пресс-релиз

Впервые за более чем полвека в России жестовый язык признали языком, который может преподаваться и изучаться (соответствующий закон, №296-ФЗ, подписан в конце прошлого года). Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? Как это может сочетаться с инклюзивным образованием? Попытаемся найти ответ на эти вопросы во время круглого стола «Роль русского жестового языка в образовании глухих», в котором примут участие депутаты Госдумы, представители специализированных коррекционных школ (I и II вида) и других образовательных учреждений, исследователи, переводчики, преподаватели русского жестового языка. Встреча организована Всероссийским обществом глухих и пройдет 25 апреля с 14.00 до 18.00 в рамках специализированной выставки «Интеграция. Жизнь. Общество 2013».

Адрес проведения Круглого стола: ЦВК «Экспоцентр», Краснопресненская наб., 14. Станция метро «Выставочная», конференц-зал № 3, вход со стороны набережной.


Об истории вопроса

Многие знают, что в общении между собой глухие и слабослышащие люди используют особую лингвистическую систему – язык, базирующийся не на звуках, а на жестах и мимике, этот способ им наиболее удобен. Часто, встречая глухих на улице и в метро, мы видим, как они оживленно общаются на жестовом языке. Вполне естественно предположить, что и в обучении глухих жестовый язык играет значимую роль. Но, увы, это не так.

Более полувека глухим не разрешали общаться на их языке, в школах детей даже били по рукам, пытаясь добиться звуковой речи. Сурдопедагоги учили детей читать с губ и опираться на остаточный слух, говорить исключительно голосом, учителя-предметники вели занятия голосом, и далеко не все использовали дактильную (пальцевую) азбуку в объяснении.

Значимость жестовой речи в развитии глухих подчеркивал знаменитый исследователь Лев Семенович Выготский, под его влиянием в 1938 году на Всероссийском совещании сурдопедагогов дополнительными средствами педагогического процесса были признаны дактильная и жестовая речь. Однако, после издания в 1950 году работы И.В Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», началась, по сути, языковая дискриминация. В этом «труде» утверждалось, что «ручной» язык глухих не является даже суррогатом языка. И сошли на нет исследования жестового языка, в школах наложили запрет на его использование.

В глухих формировали брезгливое отношение к их же языку и в результате воспитывали чувство неполноценности. Попытки перековать глухих в слышащих редко увенчиваются успехом, ведь основа восприятия у глухих иная – она визуальна. Старания изжить жестовый язык провалились – глухие продолжали общаться на нем между собой, а русский (словесный) язык знали с переменным успехом. Советское телевидение использовало в передачах сурдоперевод, чтобы неслышащие были в курсе происходящего в стране, сурдопереводчиков вызывали в суды и на ответственные мероприятия. Переводчиками выступали, как правило, слышащие дети глухих родителей. Обучение сурдопереводчиков велось на базе Ленинградского восстановительного центра в Павловске, а также столичного Учебно-методического центра ВОГ, но реально они осваивали не живой жестовый язык, а калькирующую жестовую речь, в основе которой – русский словесный язык, и в результате только небольшая часть переводчиков могла осилить обратный перевод, т.е. перевод с жестового языка на русский словесный язык. Жестовый язык глухих практически не исследовался, методики его изучения и преподавания не разрабатывались.

Тем не менее, жестовый язык был и остался основным средством коммуникации людей с нарушениями слуха. По принципу единства языка глухие и слабослышащие формируют сообщество, которое имеет свою историю и культуру. Но если другие этнические сообщества могут передавать язык и культуру из поколение в поколение, то у жестового языка судьба сложнее.

Глухие появляются не только в семьях глухих (таких менее 10%), но и в семьях слышащих, не только не знающих жестового языка, но и не всегда понимающих, что для глухого ребенка этот язык полезен и важен, ведь он является более естественным, чем звуковая речь, которую этот ребенок не слышит и с трудом воспроизводит. Под влиянием сурдопедагогов родители тратят годы на то, чтобы ребенок научился читать слова по губам и издавать членораздельные звуки. Чтобы он не «скатился» до «разговаривания» руками, его часто стараются изолировать, не отдавать в спецсады и спецшколы, в результате ребенок лишен главного – коммуникационной среды, что влечет за собой более тяжелые последствия, вплоть до отставания в развитии.

До сегодняшнего дня глухие в России не имели возможности изучать свой язык в школе (как это делается в США, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Австрии и многих других европейских странах), а вынуждены узнавать его друг от друга, ориентируясь на ребят из семей глухих, лишены права получать от учителей информацию на своем родном языке.

Поворот наметился сейчас, после того, как был подписан закон о придании русскому жестовому языку статуса официального (№296-ФЗ от 30.12.2012 г.). Жестовый язык впервые официально признали языком, который может преподаваться и изучаться, и на котором разговаривает немалая часть соотечественников (порядка 200 тысяч человек). Отныне глухим должны оказывать помощь с переводом во многих социальных ситуациях.

Будет ли жестовый язык присутствовать в школе и в какой форме? Этот вопрос остается открытым. Одновременно развивается получивший неоднозначные оценки – «инклюзивный подход», когда инвалидов помещают в обычную школу, тем самым изолируя их от себе подобных.

Инициатор и организатор мероприятия – Всероссийское общество глухих. Так сложилось в нашей стране, что Общество глухих не имело влияния на сферу образования глухих. И как это ни парадоксально, никто никогда не прислушивался к мнению взрослых глухих, испытавших на себе плюсы и минусы специального образования. Активность членов Общества позволила сдвинуть с мертвой точки ситуацию со статусом языка. Надеемся, что и ситуацию с образованием глухих тоже удастся изменить. Круглый стол – попытка диалога между педагогами, чиновниками и активистами Общества.


ПРОГРАММА
КРУГЛОГО СТОЛА
Роль русского жестового языка в образовании глухих”

25 апреля 2013 года
Москва, ЦВК «Экспоцентр»
Конференц-зал № 3

ОТКРЫТИЕ КРУГЛОГО СТОЛА


 14.00-14.30  Приветственное слово президента Общероссийской общественной
                    организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»

                    РУХЛЕДЕВА Валерия Никитича

                    Вручение благодарственных писем ОООИ ВОГ по случаю принятия
                    федерального закона о повышении статуса русского жестового языка


   ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ


14:30 – 14:40

ЛАРИОНОВ Максим Бориславович, начальник отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации Аппарата ОООИ ВОГ

«Новеллы Федерального закона «Об образовании в РФ», регулирующие вопросы получения образования лицами с нарушением слуха»

14:40 – 14:50

БАЗОЕВ Владимир Заурбекович, председатель Московской городской организации «Всероссийское общество глухих»

«Двуязычие глухих в России: современные научные взгляды»

14:50 – 15:00

КОМАРОВА Анна Анатольевна, директор Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой

«Изменение парадигм образования глухих 18-21 вв. Современные тенденции»

15:00 – 15:10

СТАНЕВСКИЙ Александр Григорьевич, директор Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации инвалидов МГТУ им. Н.Э. Баумана

«Место сурдоперевода в высшем профессиональном образовании глухих»

15:10 – 15:20

КАМНЕВА Валентина Петровна, заведующая лабораторией русского жестового языка Российского государственного социального университета

«Жестовый язык в образовании»

15:20 – 15:30

ДИМСКИС Лидия Сергеевна, старший преподаватель Белорусского государственного университета

«Жестовый язык в обучении неслышащих в Республике Беларусь»

15:30 – 15:40

ЧАУШЬЯН Надежда Алексеевна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат I вида № 65

«После трех уже поздно… (О развитии глухого ребенка в период от о до 3 лет)»

 

15:40 – 15:50

 СИЛЬЯНОВА Елена Анатольевна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 65

«Опыт билингвистического обучения глухих детей в России»

 15:50 – 16:00

СОЛОВЬЕВА Ирина Леонидовна, ведущий сотрудник отдела непрерывного образования лиц с ОВЗФедерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО МО и Н РФ)

 «Билингвистическое обучение в России: проблемы и перспективы»

   16:00 – 16:10

ДАВИДЕНКО Татьяна Пантелеевна, заместитель директора Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой

 «Русский жестовый язык как предмет обучения в школе глухих»

 16:10 – 16:20

ШИХОВА Антонина Леонидовна, преподаватель ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат I вида № 65

«Использование жестового языка в обучении и воспитании глухих детей с комплексными нарушениями» 

16:20 – 16:30

РЫНДИЧ Нина Ивановна, сурдопереводчик ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», Центр сурдопереводческих услуг ЧРО ВОГ г. Челябинска

«Специфика работы сурдопереводчика в образовательном учреждении»

16:30 –16:40

ВАРИНОВА Ольга Александровна, переводчик русского жестового языка I категории, заведующий лабораторией сурдоперевода Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (заочное участие)

«К вопросу о профессиональном образовании глухих»

16:40 – 16:50

КРЫЛОВ Валерий Михайлович, председатель Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации  инвалидов «Всероссийское общество глухих»

«Об  организации учебного процесса с помощью русского жестового языка»

16:50 – 17:00

СУЛЕЙМАНОВА Хадижат Абдулаевна, председатель Дагестанского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»

«Роль жестового языка в жизни глухого человека»

17:00 – 17:10

ЖАДАН Людмила Сергеевна, родитель троих детей с нарушением слуха, имеет высшее педагогическое образование по специальности педагог-филолог

«Необходимость внесения изменений в программу предметов “русский язык” и “ОБЖ (СБО) для коррекционных школ I  и II видов»

17:10 – 18:00

Дискуссия по выступлениям

Принятие резолюции круглого стола

Закрытие круглого стола

В программе возможны изменения

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий