Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Валерий Рухледев выступил на Совете ООН по правам человека

Валерий Рухледев выступает на русском жестовом языке на Совете ООН по правам человека


Президент ВОГ Валерий Рухледев выступил в Женеве на Совете ООН по правам человека. В своем выступлении Валерий Рухледев обратил внимание мирового сообщества на проблемы, существующие в России в области защиты прав инвалидов по слуху, в том числе на ограниченную доступность профессионального образования для глухих и слабослышащих. Валерий Рухледев выступал на русском жестовом языке. Прямую трансляцию с Совета ООН по правам человека можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Ниже можно посмотреть запись выступления Валерия Рухледева, которая начинается в 1:03:00.

Приводим полный текст выступления Валерия Рухледева.

Выступление Президента  ОООИ «Всероссийское общество глухих» В.Н. Рухледева в дебатах по вопросам трудоустройства и занятости инваDлидов в рамках 22 сессии Совета ООН по правам человека в контексте тематического исследования УВКПЧ по трудоустройстуву и занятости инвалидов (A/HRC/22/25)

Женева. Дворец наций. 06 марта 2013 г. 

Уважаемый господин Президент, уважаемые члены Совета!

Для меня высокая честь принять участие в дебатах по вопросу трудоустройства и занятости инвалидов. Свое выступление я буду сопровождать на жестовом языке, так как в России уже принят закон о признании русского жестового языка.

Всероссийское общество глухих создано в 1926 году, имеет 79 региональных отделений, насчитывает более 100 тысяч членов-инвалидов по слуху. Наша организация принимала активное участие в работе Специального комитета ООН по разработке Конвенции о правах инвалидов и совместно с Всемирной Федерацией глухих отстаивала право на труд и образование, признание жестовых языков, культуры и самобытности глухих.

В своей деятельности наша организация отстаивает право глухих работать на открытом рынке труда наравне с другими. К сожалению, в настоящее время в России и на бывшем советском пространстве трудоустроено не более 20 % от общего числа работоспособных инвалидов по слуху.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В связи с этим надо отметить активизацию работы по социальной защите инвалидов, это подтверждается значительными преобразованиями в государственных органах власти на всех уровнях. Законодательство России приводится в соответствие с положениями Конвенции и содержит нормы, запрещающие дискриминацию по признаку инвалидности, сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск, а также другие льготы для инвалидов. В России приняты несколько программ по трудоустройству инвалидов, а также Государственная программа по содействию занятости населения на общем рынке труда, которая стоит 16 миллиардов евро и также предусматривает трудоустройство более 14 тысяч инвалидов.

В рамках деятельности Регионального секретариата Всемирной Федерации Глухих стран Восточной Европы и Средней Азии, куда входят 11 национальных ассоциаций глухих и где я являюсь директором, выявлены основные препятствия в сфере трудоустройства  на рынке труда:

1.    Ограничение в выборе профессий по состоянию здоровья.

В ряде государств существуют нормативные акты, устанавливающие ограничения к определенным видам деятельности по состоянию здоровья. Существует перечень профессий, где справедливо предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья, но в тоже время многие положения носят явно дискриминационный характер. К примеру, в России вышли приказы Министерства здравоохранения, которые запрещают глухим работать на станках и водить автомобиль, что является дискриминацией.  В настоящее время мы проводим активную работу по снятию этих ограничений, надеемся в ближайшее время мы устраним эту проблему.

 2.    Формирование трудовых рекомендаций.

Вторая ступень ограничений, с которыми сталкивается инвалид по слуху – это формирование медицинским экспертом индивидуальных трудовых рекомендаций, которые содержат противопоказания по различным видам труда.

К сожалению, качество таких рекомендаций оставляет желать лучшего, так как они составляются не квалифицированно, формально и, как правило, носят ограничительный характер.  Нередко медицинские заключения не способствуют, а препятствуют трудоустройству инвалидов.

3.    Квотирование рабочих мест для инвалидов.

В российском законодательстве и ряда стран бывшего советского пространства существуют положения, в которых предприятия при определенном количестве работников обязаны принимать инвалидов в рамках установленной квоты. Но, инвалидам, как правило, предлагают неквалифицированную и низкооплачиваемую работу, которая их не устраивает или  совсем не подходит по состоянию здоровья.

4.    Низкий уровень доступности профессионального образования.

В докладе Верховного Комиссара по правам человека справедливо отмечено, что полная реализация положений статьи 27 Конвенции зависит от осуществления других статей. Мы считаем, что успешная реализация права на труд в большей степени зависит от реализации права на образование.

Необходимо отметить низкую доступность профессионального образования инвалидов по слуху вследствие нехватки нужных специалистов и переводчиков жестового языка.  К примеру, в России специализированные группы для глухих имеют всего 11 высших и 22 средних специальных учебных заведения, что в масштабах нашей страны очень мало.

Необходимо использовать положительный международный опыт и вводить в средней школе программы профессиональной ориентации, которые позволят детям- инвалидам всех категорий заранее готовиться к определенной профессии и тем самым повысить в будущем свою конкурентоспособность.

5.    Работа инвалидов в государственном секторе

Государство является крупнейшим работодателем. Но доля инвалидов, работающих в государственном, секторе очень мала. Необходимо обратить внимание государств — участников на эту несправедливость, провести мониторинг должностей и пересмотреть критерии приема на работу с тем, чтобы определить, на каких должностях могут выполнять работу инвалиды, имеющие соответствующую квалификацию.

6.    Поддержание мотивации самих инвалидов к трудовой активности.

Мы согласны с выводами Верховного комиссара о том, что риск потери социальных пособий является сдерживающим фактором для инвалидов, с точки зрения выхода на рынок труда.  Необходимо продумать меры, которые позволят соблюдать баланс между доступностью государственных программ социальной защиты и заинтересованностью самих инвалидов в своей экономической и трудовой активности.

7.    Вовлеченность инвалидов в процесс принятия решений.

В России и странах Восточной Европы вовлеченность общественных организаций инвалидов в процесс принятия решений находится на высоком уровне, чего нельзя сказать о некоторых странах Центральной Азии, там незначительные государственные ресурсы и низкая социальная ответственность бизнеса не способствуют вовлеченности и эффективному решению проблем инвалидов, в том числе в сфере образования и трудоустройства.

8.    Стереотипы работодателей в отношении инвалидов.

Необходимо, чтобы государства проводили широкомасштабную информационную политику, направленную именно на работодателей. Как показывает практика в странах Восточной Европы и Средней Азии многие работодатели очень плохо информированы о правах, стимулах и возможностях в сфере трудоустройства людей с инвалидностью. Отсутствие информации ставит психологические и коммуникационные барьеры между работодателем и инвалидом.  Отсутствие экономических стимулов для работодателей, стереотипы и проблемы коммуникации являются ключевой проблемой международного масштаба при реализации права инвалидов на труд и занятость.

Заключительная часть.

Поддерживая выводы и рекомендации, изложенные в тематическом исследовании по трудоустройстуву и занятости инвалидов, хотелось бы отметить, что все предлагаемые меры имеют больший вес в тех странах, где ратифицировали и Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней.

Прекрасно понимая это, мы будем прилагать все усилия для того, чтобы стимулировать Россию присоединиться к Факультативному протоколу. И пользуясь случаем, хочу подчеркнуть необходимость обеспечения перевода на русский жестовый язык всех профильных мероприятий ООН, а также заседаний Комитета по правам инвалидов.

Всероссийское общество глухих и далее готово принимать активное участие в международных форумах в интересах укрепления международного мира и защиты прав человека.

Спасибо за внимание!

ВОГинфо.ру

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.