Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Валерий Рухледев выступил на Совете ООН по правам человека

Валерий Рухледев выступает на русском жестовом языке на Совете ООН по правам человека


Президент ВОГ Валерий Рухледев выступил в Женеве на Совете ООН по правам человека. В своем выступлении Валерий Рухледев обратил внимание мирового сообщества на проблемы, существующие в России в области защиты прав инвалидов по слуху, в том числе на ограниченную доступность профессионального образования для глухих и слабослышащих. Валерий Рухледев выступал на русском жестовом языке. Прямую трансляцию с Совета ООН по правам человека можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Ниже можно посмотреть запись выступления Валерия Рухледева, которая начинается в 1:03:00.

Приводим полный текст выступления Валерия Рухледева.

Выступление Президента  ОООИ «Всероссийское общество глухих» В.Н. Рухледева в дебатах по вопросам трудоустройства и занятости инваDлидов в рамках 22 сессии Совета ООН по правам человека в контексте тематического исследования УВКПЧ по трудоустройстуву и занятости инвалидов (A/HRC/22/25)

Женева. Дворец наций. 06 марта 2013 г. 

Уважаемый господин Президент, уважаемые члены Совета!

Для меня высокая честь принять участие в дебатах по вопросу трудоустройства и занятости инвалидов. Свое выступление я буду сопровождать на жестовом языке, так как в России уже принят закон о признании русского жестового языка.

Всероссийское общество глухих создано в 1926 году, имеет 79 региональных отделений, насчитывает более 100 тысяч членов-инвалидов по слуху. Наша организация принимала активное участие в работе Специального комитета ООН по разработке Конвенции о правах инвалидов и совместно с Всемирной Федерацией глухих отстаивала право на труд и образование, признание жестовых языков, культуры и самобытности глухих.

В своей деятельности наша организация отстаивает право глухих работать на открытом рынке труда наравне с другими. К сожалению, в настоящее время в России и на бывшем советском пространстве трудоустроено не более 20 % от общего числа работоспособных инвалидов по слуху.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В связи с этим надо отметить активизацию работы по социальной защите инвалидов, это подтверждается значительными преобразованиями в государственных органах власти на всех уровнях. Законодательство России приводится в соответствие с положениями Конвенции и содержит нормы, запрещающие дискриминацию по признаку инвалидности, сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск, а также другие льготы для инвалидов. В России приняты несколько программ по трудоустройству инвалидов, а также Государственная программа по содействию занятости населения на общем рынке труда, которая стоит 16 миллиардов евро и также предусматривает трудоустройство более 14 тысяч инвалидов.

В рамках деятельности Регионального секретариата Всемирной Федерации Глухих стран Восточной Европы и Средней Азии, куда входят 11 национальных ассоциаций глухих и где я являюсь директором, выявлены основные препятствия в сфере трудоустройства  на рынке труда:

1.    Ограничение в выборе профессий по состоянию здоровья.

В ряде государств существуют нормативные акты, устанавливающие ограничения к определенным видам деятельности по состоянию здоровья. Существует перечень профессий, где справедливо предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья, но в тоже время многие положения носят явно дискриминационный характер. К примеру, в России вышли приказы Министерства здравоохранения, которые запрещают глухим работать на станках и водить автомобиль, что является дискриминацией.  В настоящее время мы проводим активную работу по снятию этих ограничений, надеемся в ближайшее время мы устраним эту проблему.

 2.    Формирование трудовых рекомендаций.

Вторая ступень ограничений, с которыми сталкивается инвалид по слуху – это формирование медицинским экспертом индивидуальных трудовых рекомендаций, которые содержат противопоказания по различным видам труда.

К сожалению, качество таких рекомендаций оставляет желать лучшего, так как они составляются не квалифицированно, формально и, как правило, носят ограничительный характер.  Нередко медицинские заключения не способствуют, а препятствуют трудоустройству инвалидов.

3.    Квотирование рабочих мест для инвалидов.

В российском законодательстве и ряда стран бывшего советского пространства существуют положения, в которых предприятия при определенном количестве работников обязаны принимать инвалидов в рамках установленной квоты. Но, инвалидам, как правило, предлагают неквалифицированную и низкооплачиваемую работу, которая их не устраивает или  совсем не подходит по состоянию здоровья.

4.    Низкий уровень доступности профессионального образования.

В докладе Верховного Комиссара по правам человека справедливо отмечено, что полная реализация положений статьи 27 Конвенции зависит от осуществления других статей. Мы считаем, что успешная реализация права на труд в большей степени зависит от реализации права на образование.

Необходимо отметить низкую доступность профессионального образования инвалидов по слуху вследствие нехватки нужных специалистов и переводчиков жестового языка.  К примеру, в России специализированные группы для глухих имеют всего 11 высших и 22 средних специальных учебных заведения, что в масштабах нашей страны очень мало.

Необходимо использовать положительный международный опыт и вводить в средней школе программы профессиональной ориентации, которые позволят детям- инвалидам всех категорий заранее готовиться к определенной профессии и тем самым повысить в будущем свою конкурентоспособность.

5.    Работа инвалидов в государственном секторе

Государство является крупнейшим работодателем. Но доля инвалидов, работающих в государственном, секторе очень мала. Необходимо обратить внимание государств — участников на эту несправедливость, провести мониторинг должностей и пересмотреть критерии приема на работу с тем, чтобы определить, на каких должностях могут выполнять работу инвалиды, имеющие соответствующую квалификацию.

6.    Поддержание мотивации самих инвалидов к трудовой активности.

Мы согласны с выводами Верховного комиссара о том, что риск потери социальных пособий является сдерживающим фактором для инвалидов, с точки зрения выхода на рынок труда.  Необходимо продумать меры, которые позволят соблюдать баланс между доступностью государственных программ социальной защиты и заинтересованностью самих инвалидов в своей экономической и трудовой активности.

7.    Вовлеченность инвалидов в процесс принятия решений.

В России и странах Восточной Европы вовлеченность общественных организаций инвалидов в процесс принятия решений находится на высоком уровне, чего нельзя сказать о некоторых странах Центральной Азии, там незначительные государственные ресурсы и низкая социальная ответственность бизнеса не способствуют вовлеченности и эффективному решению проблем инвалидов, в том числе в сфере образования и трудоустройства.

8.    Стереотипы работодателей в отношении инвалидов.

Необходимо, чтобы государства проводили широкомасштабную информационную политику, направленную именно на работодателей. Как показывает практика в странах Восточной Европы и Средней Азии многие работодатели очень плохо информированы о правах, стимулах и возможностях в сфере трудоустройства людей с инвалидностью. Отсутствие информации ставит психологические и коммуникационные барьеры между работодателем и инвалидом.  Отсутствие экономических стимулов для работодателей, стереотипы и проблемы коммуникации являются ключевой проблемой международного масштаба при реализации права инвалидов на труд и занятость.

Заключительная часть.

Поддерживая выводы и рекомендации, изложенные в тематическом исследовании по трудоустройстуву и занятости инвалидов, хотелось бы отметить, что все предлагаемые меры имеют больший вес в тех странах, где ратифицировали и Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней.

Прекрасно понимая это, мы будем прилагать все усилия для того, чтобы стимулировать Россию присоединиться к Факультативному протоколу. И пользуясь случаем, хочу подчеркнуть необходимость обеспечения перевода на русский жестовый язык всех профильных мероприятий ООН, а также заседаний Комитета по правам инвалидов.

Всероссийское общество глухих и далее готово принимать активное участие в международных форумах в интересах укрепления международного мира и защиты прав человека.

Спасибо за внимание!

ВОГинфо.ру

0
0
голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии