Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Спустя 50 лет

В начале августа в нашей стране гостил Джордан Эйкман, 39-летний профессор Калифорнийского государственного университета Нортриджа (CSUN), расположенного в пригороде Лос-Анджелеса.

Фото на память: Д.Эйкман, А.Супрунов, В.Паленный, М.Леонко, Н.Иванова, Ю.Хорошайлова, Т.Смирнова, В.Шамаева, М.Васильева

Все мы наслышаны о Галлодете и Рочестере, но об их “собрате” в Калифорнии знаем меньше. А между тем в этом вузе обучается разным специальностям около 400 глухих студентов. Но почти все они проходят курс Deaf Studies – исследования сообщества глухих. Этот курс читает именно Джордан Эйкман. Не только глухим, но и слышащим студентам, причем обходится без переводчика: если уж слышащим интересны глухие, они обязаны понимать жестовый язык.

В Россию американец прилетел не прямо из США. По пути у него были остановки – в Исландии, в Испании, Португалии, затем более длительная – в шотландском Эдинбурге, где он принял участие в работе очередной международной конференции по истории глухих, на острове Мальта, в Финляндии. После России он поехал в Латвию. Но могу предположить, что пребывание в нашей стране станет для него самым запоминающимся. Помимо знакомств с достопримечательностями типа Московского Кремля, соборов Владимира и Суздаля, дворцово-парковых комплексов Ленинградской области, программа Джордана Эйкмана, проявлявшего большой интерес к истории глухих России, включала визиты в музей истории сурдопедагогики в школе-интернате №101, в Театр мимики и жеста, офисы МГО ВОГ, Управления социальной политики и реабилитации ВОГ, в МЦР (бывшее ЛВЦ). Профессору показали здание бывшего Арнольдо-Третьяковского училища на Донской улице, школу для глухих на Гороховой улице в Питере, здание крепости БИП в Павловске, где Мария Федоровна организовала первую в России школу для глухих детей. В ДК СПб ВОГ Джордан с большим интересом осмотрел само историческое здание, а также стенды, альбомы со старыми фотоснимками из музея истории. А под конец встретился в помещении библиотеки с глухими спортсменами-участниками летних Сурдлимпийских игр 1965 года, проходивших в Вашингтоне.

 Э.Слуцкий с воспитанницами Н.Ивановой и Т.Смирновой      Делегация СССР на параде открытия Игр в Вашингтоне

Пришли легендарные легкоатлеты Нина Иванова, Татьяна Смирнова и Анатолий Супрунов. За столом сидели также начальник орготдела РО ВОГ Юлия Хорошайлова, заведующая библиотекой Мария Васильева, редактор сайта СПбВОГ.ru Мария Леонко и чемпионка Игр 2005 года Вера Шамаева.

Ветераны спорта, узнав, что Джордан сам является чемпионом Игр 1993 года и серебряным призером Игр 1997 года по водному поло, признали его за “своего” и ударились в воспоминания, перенесшись в далекий год, когда они впервые вылетели в Америку. Анатолий Супрунов первым делом рассказал об изнуряющей жаре – 40 градусов. Они задыхались от духоты, чтобы как-то заснуть, обливали постели водой из ведра, но мокрой постель оставалась лишь час. Татьяна Смирнова, подтвердив это, добавила, что постоянно хотелось пить и пить, но от воды тело становилось каким-то тяжелым, и результаты были не такими высокими, как на родине. И все это без всякой акклиматизации. Но все же выступили достойно. Смирнова завоевала три серебряные медали. У Супрунова – золотая медаль за победу в тройном прыжке и “серебро” за прыжки в длину. Героями Игр стали Александр Бойцов, Леонид Джурук, Вячеслав Скоморохов, Антонина Бубнова, завоевавшие по три награды высшей пробы. Мощно выступили и борцы.

Золотая медаль Анатолия Супрунова   Пьедестал почета после забега на 80 м с барьерами. Чемпионка – Нина Иванова. Слева от нее – Татьяна Смирнова

Настоящий казус вышел с обувью. В СССР спортсмены тренировались на гравийных дорожках, а в Вашингтоне были битумные дорожки, на которых в обуви с длинными шипами делать было нечего. На помощь пришли американцы – дали инструменты, чтобы срубить лишнее и подточить шипы. И вообще хозяева очень хорошо приняли советских спортсменов. В барах и кафе они махали руками и звали: “Раша! Идите сюда!” Вмиг раскупили привезенные из России бутылки водки и на следующий день просили еще: “Сильно понравилась! Меня так качало!” Смирнова и Иванова сказали, что в 65-м году они были еще школьниками и суточных им не полагалось, но помогли тренер Э. Слуцкий и другие спортсмены – поделились. Эммануил Абрамович вообще был внимателен к атлетам, опекал их. Утешал Нину Иванову после двух неудачных выступлений (даже не попала в число призеров): “Не плачь! Завтра будет у тебя “золото”. И действительно Нина пробежала 80 м с барьерами быстрее всех, а потом была еще победа в эстафете 4х100 м.
Ветераны спорта вытащили свои медали, грамоты, даже альбомы с фотографиями. Джордан Эйкман был в восторге. В какой-то момент он спросил: “А сколько лет прошло после Вашингтона?” Да, сколько?.. сколько… Ах! 50 лет! Да, ровно полвека прошло после этих Игр, ставших победными для советской дружины.

Виктор Паленный

Текст взят из ВЕС, №9 за 2015 г. Фото из архива музея истории СПб РО ВОГ и архива Н.Ивановой

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий