Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Пять пар белых туфелек

Новая постановка в Академии искусств

Оригинально решено оформление сцены в спектакле «О чем ты думаешь?», который показывают студенты-дипломники РГСАИ. Все пространство сцены затянуто черной тканью, на фоне которой броско выделяются белая кровать (одна), стопка белых книг (одна), белые туфельки (пять пар). Такой вот изысканный минимализм.

А потом на этом черном пространстве появляются пять пар юношей (в черных костюмах с бабочками) и девушек (в белых платьях). Просто и эффектно. А туфли в процессе представления то обретают пару стройных женских ножек, то вновь становятся бесхозными и сиротливо валяются, как звездочки в черной пустоте космоса…

Спектакль, чей жанр обозначен его создателями как литературно-пластическая композиция, поставлен по лирике Роберта Рождественского. В основе – отрывки из поэмы «Ожидание» и отдельные стихотворения. Любители поэзии (к коим я грешным делом, принадлежу) с удовольствием узнают многие знаменитые строки классика, например:

Будь, пожалуйста, послабее.

Будь, пожалуйста.

И тогда подарю тебе я чудо запросто.

И тогда я вымахну – вырасту,

стану особенным.

Из горящего дома вынесу тебя, сонную.

Напомню, что в этом сезоне Театр мимики и жеста пополнили прошлогодние выпускники РГСАИ (Российской государственной специализированной академии искусств), и очень оживили наш театр, благодаря своей молодости и энергичности. Поэтому было весьма любопытно взглянуть на следующую волну дипломников театрального факультета: а на что они способны, а кто из них сможет потом заблистать на российской сцене? Режиссеры этой постановки – давние педагоги РГСАИ Екатерина Мигицко и Варвара Ромашкина, а также Максим Тиунов, один из артистов ТМЖ (он в свое время окончил РГСАИ и теперь преподает здесь).

Что же у них получилось? По режиссерскому решению постановка необычна: каждая из пяти пар юношей и девушек на протяжении всего спектакля ведет диалог только друг с другом (кроме общей сцены в финале). Получается, роль лирических героев (одной пары), которые говорят в поэме и стихах Рождественского, поочередно переходит к разным актерам. Да и это скорее не диалог, а поочередные монологи (исповеди) Ее и Его.

Пластическое решение смотрится интересно, особенно у тех пар, которые в качестве реквизита используют кровать и стопку книг. Но временами мне казалось, что гимнастические изыски излишне напрягают актеров и несколько отвлекают их от жестовой исповеди. К сожалению, большинство стихотворений на жестовом языке оказались не очень понятны. Да и передача лирических переживаний героев удалась не всем актерам. Пожалуй, можно особо отметить Анну Бондарь с Ильей Мельниковым (они были в одной паре) и Александру Борисову. А чтобы в полной мере оценить потенциал всех студентов нынешнего выпуска, конечно, надо посмотреть и другие дипломные работы.

Поэзия на жестовом языке вообще трудна для восприятия глухими зрителями, в данном случае в выигрыше оказываются слышащие театралы – они и текст понимают без проблем, и жестовую интерпретацию могут оценить синхронно. Вот в некоторых театрах поставили табло с бегущей строкой – мне кажется, что для таких спектаклей оно было бы в самый раз! Может быть, руководство РГСАИ подаст заявку в госпрограмму «Доступная среда»? Я прекрасно понимаю, что это дипломная постановка, которая преследует в первую очередь учебные цели, но все-таки, почему бы и нет?

Тогда такой спектакль – с замечательными стихами Рождественского, с оригинальной режиссурой и сценографией, с бегущей строкой на табло – получил бы шанс на дальнейшую сценическую жизнь и смог бы порадовать многих глухих и слышащих ценителей искусства. Тем более что тема постановки – Любовь, что движет солнца и светила – никогда не устаревает и захватит любого зрителя.

Добавлю, что этот и еще несколько спектаклей выпускного курса РГСАИ будут повторяться на учебной сцене в течение нескольких месяцев, так что желающие могут их посмотреть.

Василий Скрипов

ФотоВалентин Прикащиков

ВОГинфо.ру

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.