Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Галина Лазаревна Зайцева

80 лет со дня рождения исследователя русского жестового языка

Сегодня, 12 октября 2014 года исполнилось бы 80 лет Галине Лазаревне Зайцевой (12.10.1934 – 06.08.2005). Наш Центр образования глухих и жестового языка уже более 5 лет носит ее имя. Нас, ее друзей, коллег, учеников, последователей, единомышленников это имя ко многому обязывает. Надо высоко держать планку! Однако, оказалось, что выросло новое, молодое поколение глухих и слышащих, которые никогда не встречались с ней, знают о ней только по книжкам «Дактилология. Жестовая речь», в лучшем случае, по сборнику «Жест и слово».

ГЛЗ (как многие любили называть ее) или жестовое имя «ЗАЯЦ» – знаковая фигура в российской и международной науке по изучению жестового языка во всех его проявлениях (Deaf Studies) – лингвистике жестового языка, использованию жестового языка на разных этапах обучения глухих, культуре и истории глухих, в социальных аспектах. До поступления на работу в Люблинскую школу глухих в 1956 году ГЛЗ не имела почти никакого представления о глухих. Ей посчастливилось поработать в школе глухих в «золотой период» советской сурдопедагогики, в то время, когда во многих школах замечательные, преданные делу педагоги МНОГО ОЖИДАЛИ от своих учеников, то есть знали, что глухие способны обучиться всему. Их целью было содержание образования, формирование полноценных личностей, они не избегали жестового языка во многих случаях. У ГЛЗ были верные друзья и коллеги из разных школ глухих Москвы, они делились друг с другом опытом, советом, просто элементарным подходом к преподаванию того или иного материала. Ах, как мне хочется назвать всех этих учителей – но боюсь забыть кого-то очень достойного. Спросите выпускников школ глухих конца 50-х – конца 70-х – они точно назовут имена (это не значит, что потом все учителя работали впустую, конечно, нет!).

Возвращение с турслета. 1950-е годы


Так вот, ГЛЗ после опыта работы в Люблинской школе поступила в аспирантуру Института Дефектологии (сейчас ИКП РАО), и в 1969 Галина Лазаревна защитила канди­датскую диссертацию на тему «Выра­жение пространственных отношений в мимико-жестикуляторной речи глу­хих». Работы по ЖЯ, в том числе и экспериментальные, уже проводились в довоенное время ее руководителями и старшими коллегами Р.М.Боскис и Н.Г. Морозовой. Однако, у ГЛЗ была принципиально иная серия экспериментов, которая, несмотря на проблемы в академических кругах в связи с непопулярной тематикой в 70-е и 80-е годы, дала удивительные результаты.

   

На заседании Ученого совета в Институте дефектологии. Г.Л. Зайцева (в центре в 1-м ряду) переводит глухим слушателям. 1970-е годы


В 1988 году Г.Л.Зайцева защитила докторскую диссертацию на тему: «Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих». За годы работы в НИИДе был выполнен ряд принципиальных научно-исследовательских работ. Интересно, что кроме широко известных работ по вопросам жестового языка, было проведено исследование состояния устной речи выпускников школ глухих (как бы ни старались логопеды, устную речь большинства глухих после окончания школы хорошо понимают либо их родители, либо их педагоги, либо те, кто долго и постоянно с ними общаются – к таким же результатам пришли, увы, супер экипированные японские специалисты в начале 2010-х).

Не хочу повторять достаточно известные факты биографии Галины Лазаревны, но для нее девяностые стали поворотным временем: 1991 год – год разработки новых программ по обучению жестовому языку слышащих, а 1992 – то, что навсегда связало ее с глухими детьми: на базе школы глухих № 65 была создана «Билингвистическая гимназия». Создание авторских учебных программ по билингвистическому обучению глухих детей в школе и вместе с коллегами для детей дошкольного возраста, исследование многих аспектов лингвистики русского жестового языка, разработка с коллегами новых принципов подготовки сурдопедагогов – этому была посвящена вся жизнь ГЛЗ! Многие говорят, что не стало Галины Лазаревны, не стало и билингвистической гимназии, однако, я не могу полностью с этим согласиться. Остались и ученики, остались и авторские программы, высоко оцененные Министерством образования РФ, но самое главное, осталась целая плеяда молодых и уже не очень педагогов, которые работают по принципам билингвистического обучения с разными глухими детьми. Пока, в первую очередь в 65-й школе, но есть и бывшие студенты, разбросанные по разным учебным заведениям Москвы, Украины и Белоруссии.

Г.Л. Зайцева (крайняя справа в нижнем ряду) и А.А. Комарова (первая слева в нижнем ряду) с первым набором детей Билингвистической гимназии


Она очень уважала глухих людей, их жестовый язык, никогда не делила мир на «они» и «мы», ее душа вмещала всех нас – разных, глухих и слышащих, простодушных и сложных, капризных и упрямых, доверчивых и не очень, у нее на всех нас хватало времени…

Почти 10 лет прошло, как ее не стало…

Анна Комарова

Добавить комментарий