17 февраля на сцене ГСИИ (Государственный специализированный институт искусств) в рамках театра «Недослов» состоялся второй показ спектакля «Репетиция» (первый был 10 февраля). Его поставил Алексей Знаменский, актер театрального проекта «Синематограф», известный в первую очередь своими ролями в фильмах Сергея Лобана и Марины Потаповой «Пыль» и «Шапито-шоу».
А в качестве режиссера это его первая работа, уже получившая грант Министерства культуры России в рамках конкурса по поддержке молодой режиссуры. Знаменский учился на театральном факультете ГСИИ, сейчас заканчивает режиссерский факультет ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии).
Сюжет спектакля непрост: это своеобразная шкатулка в шкатулке. Взяв за основу известную в театральном мире пьесу Карло Гольдони «Забавный случай», сценарист Гульнара Сапаргалиева написала по просьбе Знаменского новую пьесу «Репетиция». В ней бродячие актеры играют героев Гольдони на условной сцене, а в паузах между репетициями выясняют свои отношения, которые оказываются и схожи, и несхожи с условными страстями. В жизни как на сцене, весь мир – театр…
Вот и вся сцена…
Весь квартет в сборе
Интересно было решено разделение между реальной жизнью бродячих актеров и персонажами, которых они играют. Если в первом случае жестовый язык был живым и естественным, подчас с использованием идиом РЖЯ, то во втором – актеры переходили к средствам пантомимы, подчеркивая условность этих типажей. Удачное режиссерское решение. Интересна и сценография – один чемодан на сцене используется не только по своему предназначению, но и как мебель или повозка. А условную сцену герои обозначают на голом полу скотчем.
О. Вологжина и С. Родин
С. Синодов
Актеры тоже хороши, особенно Сергей Родин из Театра мимики и жеста. Здесь он – в роли директора бродячего театра Панталоне, который, в свою очередь, играет Филиберта и Рикардо из пьесы Гольдони. Такая тройная роль для Родина – большая удача, вызов, с которым он успешно справляется благодаря своему комедийному таланту и опыту. Остальные актеры тоже ведут двойную-тройную игру – Антонина Пичугина (Коломбина-Марианна-Констанция), Ольга Вологжина (Изабелла-Жанина), Сергей Синодов (Арлекин-Де Лакотри). Все они – недавние выпускники ГСИИ, регулярно играют в «Недослове».
С. Синодов и А. Пичугина
О. Вологжина
С. Родин
А. Пичугина
Как видим, в этой постановке задействованы все три московских театральных проекта глухих – ТМЖ, «Недослов», «Синематограф». Любопытно! Кстати, недавно появился и четвертый – но это уже другая тема.
Сам Алексей Знаменский, на вопрос, почему он поставил спектакль в рамках «Недослова», ответил: «Именно здесь есть такие типажи, которые были мне необходимы для этой пьесы. Кроме того, директор «Недослова» Роман Склоцкий помог мне с подачей заявки на конкурс в Министерство культуры».
Что ж, дебют режиссера Знаменского получился интересным и многообещающим. Будем ждать его новых постановок!
Сцена из спектакля
На поклоны… По бокам – актеры-дикторы Н. Омельченко, К. Малов
И аплодисменты зрителей…
Василий Скрипов
Фото – Валентин Прикащиков