10 декабря, в рамках декады инвалидов и Года российского кино, прошла встреча с актерами, режиссерами, продюсером – темой стала их кинодеятельность. Вечер состоялся в центре “Интеграция”, расположенном на улице Саянская, при модераторстве Елены Митрофановой – руководителя НК “ВМЕСТЕ!”. В ходе мероприятия неслышащие киноактивисты рассказали о своем вступлении на эту стезю, о своих фильмах и сложностях съемок.
Открыл встречу известный актер – Геннадий Митрофанов, заслуженный артист России. В его послужном списке – “Борис Годунов” С. Бондарчука; “Хрусталев, машину!” А. Германа, “Ленинград. Ноябрь” А. Шмидта, “Анна Карамазофф” Р. Хамдамова, “Сволочи” и “Человек-амфибия. Морской дьявол” А. Атанесяна.
Как рассказал со сцены Геннадий Дмитриевич: “По мне, работа в театре сложнее, чем в кино. В театре необходимо много репетиций и тренировок, чтобы успешно выступить во всех сценах на спектакле. А в кино – репетируешь конкретные эпизоды: после того, как один эпизод отсняли, приступаешь к следующему. В этом плане работа в кино проще”. На вопрос, является ли он первым глухим актером в советском кино, Геннадий Дмитриевич ответил: “Первой считается Марта Михайловна Грахова, она снялась еще в 1965 году. С ней я учился – и скажу, что это большой талант! Преклоняюсь перед ней, она прославилась на всю страну свой ролью в фильме Василия Шукшина “Ваш сын и брат”. Хотя много раньше был актер Мамикон Казанянц, снимался в немом кино еще в 20-е годы XX века. Глухие старожилы помнят его как первого директора московского клуба-театра для глухонемых”.
В конце своего рассказа Митрофанов упомянул, что рад видеть растущее число глухих, снимающих кино сегодня, отдельно отметил уроженца Луганска Юрия Горянского и Геннадия Алхимова из Волгограда. Также он высказался категорически против воровства фильмов и незаконного выпуска их в интернет.
Затем выступил Алексей Знаменский – актер театра и кино, режиссер (в “большом” кино снимался в “Пыли” и “Шапито-шоу” Сергея Лобана). Он поделился с публикой вехами своей творческой биографии: учеба в ГСИИ (РГСАИ), участие в группе “СинематографЪ”, театр “Недослов”, учеба на режиссерском факультете ВГИКа. Алексей отметил любопытный нюанс общения с однокурсниками: “В группе одиноким себя не чувствовал, половина учащихся были иностранцы, которые плохо знали русский язык. Поэтому я с ними общался с помощью жестов, а там как освоились – учеба закончилась. Не я один глухой, кстати, учился, Николай Казачков тоже там учился”.
Алексей работает в тесном сотрудничестве с известной глухой сценаристкой Полиной Синевой – этот творческий союз, начавшийся во ВГИКе, продолжается до сих пор, на их счету не один совместный проект. Была показана его курсовая работа, снятая по сценарию Полины, – короткометражка “Кот в мешке”. Отвечая на вопросы зрителей после показа, рассказал интересные факты, связанные со съемками в метро, с подбором слышащих актеров, особенностями работы с ними. Под конец отдал должное своему молодому коллеге Александру Фомичеву, который в настоящее время сам учится во ВГИКе на 4 курсе и недавно снял социальную короткометражку “Опомнись”.
Следующим спикером стал Максим Прошкин – режиссер, сценарист, бывший редактор VOGinfo.RU и, по моему личному мнению, хороший менеджер. Он поделился тем, как создавалась короткометражка “Молчанию молчание” (которую также показали на встрече): “Сценарий давно был написан мною в соавторстве с Мариной Субботиной для участия в конкурсе сценаристов короткометражек. Не прошли конкурс, и сценарий убрали в дальний ящик. Когда у меня появилось желание снять фильм, не стал придумывать новый сценарий при уже имеющемся. Немного подработали и сняли фильм, остались довольны им”.
Затем Максим рассказал про работу над фильмом “Петля”, выхода которого уже какое-то время ждут многие. Он все-таки обещан в ближайшее время. Причину затянувшейся работы над фильмом объяснил тем, что у него есть желание сделать качественный фильм, который может быть интересен не только глухим, но и слышащим. И также Прошкин анонсировал следующий проект, который будет ориентирован на слышащую аудиторию. Сценарий уже написан.
Личным опытом работы над фильмом “Петля” также поделился следующий спикер – Максим Исаев, руководитель видеостудии DeafmosTV, продюсер фильма “Петля”. В своем выступлении он раскрыл суть продюсирования проекта, объяснил аудитории функции и задачи продюсера, показал подходящее жестовое обозначение для понятия “продюсер”. Взяв в качестве примера фильм “Человек-паук”, Исаев детально разобрал бюджет и пояснил специфику своей работы.
Отвечая на провокационный вопрос слушателя – случался ли у него конфликт с режиссером фильма “Петля”, – сказал следующее: “Конфликт должен иметь место!”, чем вызвал смех и аплодисменты в зале. “Не бывает так, чтобы все было идеально, – пояснил Максим. – У режиссера свои творческие замыслы, своя точка зрения на то, как должен выглядеть фильм. А моя роль как продюсера – обеспечить возможность воплощения его замыслов. Проблемы начинаются, когда возможностей обеспечить реализацию задумок режиссера нет, а он на этом настаивает. Мне приходится договариваться с ним, идя навстречу в одном, отказывая в другом, предлагая еще какие-то варианты. Как продюсер – всегда понимаю, что надо реализовать замыслы творческого человека, чтобы вышел качественный продукт. Быть продюсером нелегко”.
В заключение рассказать о себе вышел Александр Сидельников – актер нашумевшего фильма “Племя” М. Слабошпицкого. Он признал этот фильм важным в его становлении в качестве актера: “Если бы я снялся не в “Племени”, а в другом фильме, то сомневаюсь, что получил бы опыт такого уровня, как там. Коллектив там был сплоченный, всегда долго разбирали характер каждого героя, давали много времени на репетиции. Как я понял – все упирается в финансы: чем их больше, тем больше и возможностей показать качественный результат. Отдельное спасибо ассистенту режиссера по актерам Анфисе Худашовой, она внесла большой вклад в мое понимание своего героя и в актерское становление. Ведь я попал на съемки, не имея специального образования”.
Вечер закончился впечатлениями от получения наград на кинофестивалях и фотосессией.
Текст и фото: Геннадий Тихенко