С 9 августа до 15 сентября в Музее Москвы, на Зубовском бульваре, 2, была открыта выставка участников программы «Каскад. Проект как метод» – межинституциональной проектной школы для подростков.
Мы год назад писали об этом проекте («ВЕС», 2019, №6) и первой выставке «Каскада» в Галерее современного искусства «Триумф», на которой были показаны работы более 100 подростков. На этой же выставке число участников – уже 180. По мнению создателей проекта Александры Хейфец и Лиды Лобановой, проектное обучение способствует личностному росту и помогает подросткам не потеряться в современном мире со всеми его сложностями: ориентироваться в информационной реальности, развить критическое и творческое мышление.
Подростки под руководством тьюторов и кураторов пытаются осмыслить среду и культурную жизнь города и отрефлексировать свои мысли и настроения в форме художественных образов – инсталляций, произведений живописи и скульптуры, графики, перфомансов, композиций саунд-арта, видео- и аудиоработ. И в результате на выставке «≈ всегда кроме когда нет», архитектурно выстроенной как лабиринт с прозрачными стенами и несколькими входами, мы можем видеть любопытные проекты – высказывания на темы личных границ, диалога поколений – от «племени младого, незнакомого» из разных городов России.
Вполне достойно выступила команда глухих и слабослышащих Deaf Teens.
Этот проект предоставил уникальную возможность представителям сообщества глухих выйти к людям со своей оценкой сегодняшнего дня и современной повестки, «отлитой» в формах современного искусства. Они весь год работали над своими высказываниями, идеями, мыслями и подготовили проекты, которые стали весьма заметными в пространстве «Красного зала» Музея Москвы. Кураторы Влад Колесников и Мария Сарычева помогали им пройти путь от идеи до реализации проектов. Более того, одна из работ – граффити «ГЛУХОнемоЙ» украсила наружную стену одного из зданий музея.
Если ранее слово «глухонемой» коробило тех глухих и слабослышащих, которые старательно осваивали правила произношения, то здесь в визуальной форме четко выражена идея: у глухих есть свой язык, и значит они не могут быть «немыми», это не зависит от уровня развития голосовой речи. Казалось бы, зачем портить стену этим граффити? Но в том-то и дело, что такая художественная акция более эффективна, чем «гневные отповеди» и письма в газеты с требованиями не употреблять оскорбительное слово. Слишком глубоко въелись в плоть привычки и стереотипы, и требуется что-нибудь такое «шоковое», чтобы произвести перемены в мозгах. Идея эта пришла в голову ученикам 52-й школы Даниле Четверикову и Ивану Днепрову. По их задумке, таким образом визуально выражается запрет на использование слова «глухонемой» в отношении сообщества глухих: в надписи «глухонемой» зачеркнуты четыре буквы таким образом, что остается только слово «глухой». Днепров расписал стену с помощью известного уличного художника – Миши Моста.
Помните, год назад Иван Днепров запомнился своими стикерами, изображающими идиомы? Сейчас он обновил свой стикерпак, в зале музея можно увидеть его холст с изображением русской дактильной азбуки в стилистике граффити и взять плакатики с азбукой. Иван говорит, что выбрал граффити как «подростковую» форму высказывания, в которой ему легче продемонстрировать, что жестовый язык обогащается за счет подросткового сленга.
Из инсталляций наибольшее внимание привлекает проект Василины Ковалевой: «Вася хочет спать». Представьте картину: Василина спит на раскладушке под одеялом, а на тумбочке лежит коробочка со слуховым аппаратом. На стенке – листочки из блокнотика с ее записями, касающимися времени тех или иных действий, в первую очередь – пробуждения – с рефреном «Хочу спать». Отмечены причины раннего пробуждения, укороченного сна… Кураторы отмечают, что «Василина совершает первоначальный жест, с которого начинается многое – это жест наблюдения. Делая результаты своего наблюдения публичными, она впускает нас в пространство своей повседневности». Василина говорит, что проект отражает ее личный опыт глухоты: «Многие думают, что если я сниму аппарат, то все равно услышу какие-то звуки, но это не так. Мне повезло спать в тишине. Кажется, что искусство может быть территорией свободы, где мы можем делать, что хотим. (…) Я хочу… сделать нормальным это вечное желание спать».
На этой выставке могло быть еще одной кроватью и тумбой больше, но 30-я школа не разрешила вывезти на время мебель из интерната. Ученик этой школы Макар Макаркин хотел воссоздать «типичное» пространство в школе-интернате и наполнить его «личными» вещами. Может, ему повезет больше в Питере и других городах, куда будет перемещена выставка? А посыл проекта Макаркина в том, что школы-интернаты для глухих детей – это далеко не подобие тюрем или психоневрологических интернатов, а весьма позитивно оцениваемые самими глухими пространства, где развиваются их жестовый язык и культура, передаются нормы поведения сообщества глухих, завязываются дружеские связи на всю жизнь. Макар взял еще интервью у взрослых, которые имели опыт проживания в интернате. Даже нереализованный проект вызвал бурный всплеск мнений (слышащие-то ведь зациклились на мысли, что глухие должны быть «освобождены», и даже не задумывались о том, что у глухих иное от других категорий инвалидов мнение об инклюзии) и признан одним из самых крутых в этом году.
Слабослышащий старшеклассник 52-й школы Влад Губарев демонстрирует видео, на котором он задает людям вопросы типа: «Если глухой попросит вас?..» Он попытался описать возможные ситуации, требующие социального контакта, причем помимо гипотетических ситуаций с глухими, он включил сценарии контакта с бездомными, мигрантами, иностранцами и кашляющими незнакомцами (ведь съемка происходила в условиях карантина!). Смысл? Выяснение статуса глухоты среди других социальных предубеждений! Название проекта – как вопрос ребром: «Кто чужее?»
Проект Алевтины Губаревой реализован в жанре видеоарта: стоят два телевизора: на одном мониторе – непрерывно шевелятся в артикуляции губы в черно-белом изображении, на другом – «цветет красками жизнь»: появляются «жестовики», задающие вопросы, что-то поясняющие на жестовом языке, – этакая детальная раскадровка повседневности. Наглядно демонстрируются сложности автора, которого в общественных местах спрашивают, например: «Где ближайший торговый центр?». А если слышащие знали бы несколько жестов? Это реально облегчило бы общение! Кураторы – Колесников и Сарычева – считают, что «с помощью работы Али можно на некоторое время понять мелкие (казалось бы!), но неприятные (вполне себе!) трудности слабослышащей девушки, которая всем должна уступать, прилично себя вести и быть очень послушной, а ей – открыть для себя множественность других возможных позиций».
На этой выставке разнообразие позиций по отношению к миру глухими выражена очень полно, в этом и ценность подобных проектов, вовлекающих глухую молодежь в процесс самопознания и осмысления своего места в мире.
В тот же день, когда этот материал был сдан в печать, в Московской городской организации было принято решение о награждении Влада Колесникова, нашего знаменитого «энерджайзера» в сфере культуры и музейной инклюзии, премией «Человек года». Напомним, Влад Колесников – слабослышащий, сурдопедагог, работающий в школе № 52, переводчик русского жестового языка, создатель программ для глухих в музее «Гараж», ныне – куратор программ доступности Государственного исторического музея. Наши поздравления!
Виктор Паленный
В едином строю. 2020. №8. С. 10–11