Всемирная федерация глухих (ВФГ) призывает все соответствующие стороны и заинтересованные стороны, включая агентства ООН и международные гуманитарные организации, обеспечить защиту и безопасность глухих людей, в том числе глухих беженцев и лиц перемещенных в условиях вооруженных конфликтов с соблюдением следующих документов:
- Конвенция о правах инвалидов 2006 г., в частности статья 11 о ситуациях риска и чрезвычайных ситуациях совместно со статьей 21 о предоставлении информации на национальных жестовых языках.
- Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий 2015 г., в частности пункты 7, 19(d), 30(c) и 36(d) о включении глухих в меры реагирования на гуманитарные кризисы путем предоставления доступной информации в СМИ, а также в гуманитарной инфраструктуре, такой как лагеря беженцев, больницы и школы.
- Хартия 2016 года об участии людей с инвалидностью в гуманитарной деятельности, поощряющая права глухих на защиту, безопасность и уважение достоинства, а также право выступать в качестве гуманитарных сотрудников.
- Резолюция 2475 Совета Безопасности ООН 2019 г. о защите инвалидов в условиях конфликтов, в частности статьи 5 и 7, поощряющие права глухих на доступ наравне с другими людьми к основным услугам, предоставляемым в контексте вооруженных конфликтов, включая доступное образование, информацию и общение на национальном жестовом языке, чтобы обеспечить значимое участие глухих в гуманитарных акциях через их представительные организации.
- Стратегия ООН по инклюзии лиц с инвалидностью на 2019 год (UNDIS), которая обеспечивает учет интересов инвалидов во всех учреждениях ООН. Это включает в себя обязательства по предоставлению гуманитарной информации как на международных жестах, так и на национальном жестовом языке.
- Практические рекомендации Межучрежденческого постоянного комитета (IASC) 2019 года по включению людей с ограниченными возможностями, их участию и лидерству в условиях бедствий и гуманитарных ситуаций, в которых особенно отмечаются жестовые языки.
- Международное гуманитарное право и гуманитарные принципы.
В 2021 году Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) подчеркнуло необходимость предоставления доступа к услугам на жестовом языке и на языках коренных народов в «ситуациях риска и чрезвычайных гуманитарных ситуациях». Национальные руководства по предоставлению экстренных служб должны включать положения о доступе к жестовому языку, включая информацию о региональных пунктах экстренной помощи, где такие услуги могут быть предоставлены. ¹
В случае гуманитарных кризисов и вооруженных конфликтов более 70 миллионов глухих, живущих по всему миру, лишаются доступа к своевременному получению информации на своих национальных жестовых языках о происходящих вокруг событиях. Это подвергает их дальнейшему повышенному риску маргинализации, отстранения, насилия и смерти, сохраняя при этом отсутствие доступа к безопасности, помощи и поддержке для восстановления, в том числе в гуманитарных условиях, таких как лагеря беженцев. Из-за того, что важная информация о безопасности, эвакуации и службах поддержки недоступна на национальных жестовых языках, глухие люди постоянно остаются брошенными на произвол судьбы.
Из-за своего уникального положения, состоящего в принадлежности как к группе инвалидов, так и к культурным и языковым меньшинствам, глухие люди и их сообщества часто сталкиваются с дополнительной и перекрестной дискриминацией в доступе к информации и общению, связанных с процедурами эвакуации и поддержкой на их родном языке — национальном жестовом языке.
В соответствии с универсальным принципом равенства и недискриминации глухие беженцы и перемещенные лица не должны подвергаться неблагоприятному и дискриминационному обращению из-за их инвалидности в сочетании с их языковыми потребностями и предпочтениями. Им должна быть предоставлена информация на их национальных жестовых языках, а также возможность доступа к информации о помощи, средствам связи и услугам на предпочитаемых и наиболее естественных языках.
ВФГ призывает ООН и ее агентства, политическое руководство и все гуманитарные организации, занимающиеся этим гуманитарным кризисом, обеспечить, чтобы глухие люди:
- Имели полный доступ ко всей информации, связанной с гуманитарной помощью, реагированием на чрезвычайные ситуации, протоколам безопасности и помощи, процедурам эвакуации и поддержке на своем национальном жестовом языке— дополнительную информацию о доступной информации и коммуникациях в экстренных трансляциях можно найти в Руководстве по доступу к информации на национальных жестовых языках от ВФГ и Всемирной ассоциации переводчиков жестового языка (WASLI).
- Принимали активное участие во всех гуманитарных акциях через свои представительные организации — Национальные ассоциации глухих — на каждом этапе гуманитарного реагирования посредством доступных консультаций.
- Имели доступ к гуманитарной помощи во всех условиях и службах на своих национальных жестовых языках.
- Имели полный доступ к основным услугам, включая социальную и психологическую поддержку, образование, здравоохранение, транспорт и информацию на своем национальном жестовом языке или на национальном жестовом языке страны, в которой они ищут убежища, если они его знают.
- Имели доступ к переводчикам родного жестового языка, или к глухим переводчикам, которые могут помочь преодолеть языковой барьер между глухими беженцами и слышащими переводчиками национального жестового языка, если они были переселены.
- Имели доступ к сообществам глухих в странах, где они ищут убежища для товарищеской поддержки.
- Добровольно мобилизованы из принимающих стран и что существуют финансируемые государством службы по оказанию помощи глухим переселенцам в их странах. Это должно финансироваться за счет правительственных усилий по оказанию помощи и интегрироваться в существующие действия по оказанию помощи, обеспечивая глухим людям доступ к местным сообществам глухих и волонтерам.
- Имели в распоряжении все правила для беженцев и внутренне перемещенных лиц, которым следует предоставить беспрепятственный доступ к услугам для глухих людей, использующих жестовые языки.
Повышенное внимание должно быть уделено глухим людям, которые наиболее уязвимы и подвергаются большему риску, например, тем, кто сталкивается с дополнительной интерсекциональной дискриминацией, включая глухих людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, слепоглухих, глухих женщин и девочек, глухих сообщества чернокожих, коренных народов и цветных граждан, глухих пожилых людей, глухих мигрантов и глухих сообщества ЛГБТ+.