Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Жестовая кухня в Париже

Мы уже почти привыкли говорить, что “глухие могут все”, подбадривать своих людей в каких-то достижениях и восхищаться ими. Но в современном мире широкие возможности, по сути, только начинаются, и мы продолжаем узнавать о новых примерах адаптации, инклюзии, профессионального выигрыша у слышащих. Глухой японец покорил Эверест. Глухой парикмахер окончил престижные курсы в Лондоне. Слабослышащий режиссер взял приз за свой фильм на известном кинофестивале. Это только из относительно недавнего…

Много еще маленьких шагов можно сделать и много сфер освоить! В том числе общепит. Известно, что в Москве было несколько попыток закрепиться в этой сфере, но сейчас среди глухих желание открыть свое кафе пока не идет дальше праздных разговоров. (А в Уфе, кстати, с конца 2017 года действует такое заведение – бар “Ничего ты не знаешь, Джон Сноу”, и мы тоже про него мало знаем, потому что еще никто не делал обзор.)

При этом подобных примеров в мире не сказать чтобы больше – не будем путать, к примеру, с кофейнями, в которые слышащие управляющие нанимают сотрудников с нарушениями слуха в соответствии с социальной политикой компании.

Сейчас говорим именно о тех случаях, когда глухие предприниматели открывают свои заведения. Довелось мне попасть в одно такое в Париже: информация о нем имелась давно, но подробностей не было известно.

В феврале этого года, вечером аномально теплого зимнего парижского дня, мы с подругой Викторией легко нашли на рю де Шаронн, в районе площади Бастилии, фасад кафе, оформленный цветными деревянными панелями и символами раскрытой ладони. Даже постояли немного перед ним, удивляясь: оно существует! Настолько далеким все еще представлялось подобное независимое предпринимательство среди глухих, что можно было поверить, только увидев своими глазами.

Signes Paris anons

Внутри все выглядело камерно: 6-7 столиков, открытая кухня смотрит в зал, хлопочет повар-европеец. Хозяин же оказался обладателем ближневосточной внешности и приветствовал нас с порога. Мы раскланялись на международных жестах, устроились за столом у окна. Пока изучали меню – двуязычное, на французском и английском, – одновременно, конечно, осматривались с нескрываемым любопытством. Вокруг сидели и разговаривали голосом люди – значит, массовое место, не “чисто глуховское”, как любят говорить в Москве…

Signes Paris 01

Ресторан оказался с марокканской кухней, и стала проявляться его концепция, сложившаяся под влиянием арабских мотивов. Уже в самом названии – 1000&1 Signes – отражается лингвистическая отсылка к знаменитому сборнику “ночных” арабских сказок. В оформлении меню и предметах интерьера повторяется изображение раскрытых ладоней – явно переиначенная хамса, известный арабский и еврейский амулет. Блюда из меню ненавязчиво предлагалось заказывать с помощью нарисованных рядом дактильных знаков, а на обороте разместили вежливую и грамотную памятку по коммуникации с глухими. На стенах – комиксы про глухих, фотографии, которые показывают жестовые обозначения для различных блюд. На каждом столе лежали также доска и маркер – чтобы слышащие посетители могли при заказе что-то спросить или уточнить в письменном виде.

Signes Paris 02

От обилия информации в таком необычном месте и усиленного внимания к окружающему только и можно было успевать вертеть головой, читать меню и заказывать. Соседями были сплошь слышащие. Пришла новая компания из четырех человек, среди которых одна женщина изъяснялась при заказе жестами, а с остальными говорила голосом; может быть, переводчица. А мужчина и женщина за столиком напротив были, как выяснилось, туристами из Амстердама. Я обратила внимание, что женщина в течение вечера сделала скетчинговую зарисовку на той самой доске для вопросов, изобразив, насколько можно было разглядеть, себя и своего спутника в интерьере, а также хлопочущего хозяина.
Мне так понравился этот жест – как будто в окружении глухих только усиливается стимул создавать дополнительную визуализацию, – что я не скрывала своего интереса. Заметив это, женщина улыбнулась, подсела к нам, показала рисунок ближе и немного пообщалась с помощью условных жестов, – а на прощание подарила подписанные открытки со своими видовыми рисунками Амстердама: она действительно оказалась художницей. Осталось маленьким, мимолетным парижским секретом: как люди из Нидерландов узнали об этом кафе, почему решили прийти именно сюда…

Signes Paris 03

Чуть позже, когда мы уже принялись за трапезу и обсуждали еду – действительно вкусную, сытную и подававшуюся щедрыми порциями, – на своем русском жестовом языке, Виктория уловила вопрос от повара, высокого и всем видом излучавшего добродушие молодого человека, которого было видно через окно открытой кухни.

Вкусно? – живо поинтересовался повар русским жестом.

Очень вкусно! – на автомате подтвердила Вика и только потом осознала: – Ой, ты знаешь, как по-русски?!

Повар немного знал: его звали Ричард, он из Риги и прошел на родине большой путь до шеф-повара, потом решил попытать счастья в Париже, где жили родственники. В команду 1000&1 Signes он влился девять месяцев.

В паузе между заказами мы смогли разговориться и с хозяином, который умудрился одновременно быть чистым марокканцем и прирожденным парижанином. Родители Сида Нуара приехали из Марокко, он сам родился уже в Париже. Кафе, в общем-то, давно хотел открыть и без такого намерения, чтобы именно для собраний глухих – увлекало само ресторанное направление. В 2011 году появилось первое заведение, проработало три года и закрылось. Новая реинкарнация, о которой сейчас идет речь, появилась весной 2018 года, и существовала в удивительном для нас неспешном режиме: кроме выходного воскресенья, ежедневно – сначала с 12 до 14.30, перерыв, затем с 19 до 22.30.

Как пояснил Сид, такой график позволяет распределять хозяйственную нагрузку в команде из четырех человек (помимо него самого и Ричарда, еще два марокканских повара) – после приема гостей в первой половине дня они успевают и отдохнуть, и спокойно подготовиться к вечерней работе ресторана. Что ж, поминая российские реалии и склонность к погоне за длинным рублем, подобной материальной непривязанности можно только… удивиться. И, конечно, порадоваться за то, что такой проект в целом оказался реальным.

Signes Paris 04

Автор статьи с поваром Ричардом и владельцем кафе Сидом

А много ли глухих посетителей? Сид ответил, что ориентир всегда был на слышащих, глухих набирается, наверно, несколько процентов от общего числа. Заходят и глухие путешественники, среди самых экзотических стран – Япония, Новая Зеландия, Австралия, Бразилия… Думаю, можно смело добавлять в этот список и Россию: по словам хозяина, мы вторые на его памяти глухие россияне в этом заведении! Причем первые были всего лишь месяц назад. Теперь, как знать, последуют, наверно, и другие.

Где еще наши соотечественники видели такие кафе?

Алина Лупоокова | Эребру, Швеция

Про Fredrik мне рассказал шведский друг, он же свозил туда. До того я была в московском кафе, которое давно еще глухие открывали на Таганке. Но оно быстро сдулось… А заведение в Эребру появилось года три-четыре назад и заняло очень удачное место. Во-первых, глухие активисты открыли его в здании, которое принадлежит местному обществу глухих, – свои арендуют у своих, символично. Во-вторых, вокруг находится оживленный деловой квартал, сотни компаний и офисов, поэтому в кафе сразу потянулись люди. Бизнес-ланч – выгодная тема, при этом, кстати, у самих шведов нет такого специального понятия, как шведский стол. Fredrik набрал популярность быстро, сейчас места на ужин надо уже бронировать. Почему не Стокгольм, а небольшой вроде бы Эребру? В Швеции очень мало школ для глухих, они лишь в нескольких городах. И в Эребру в том числе, поэтому там очень много глухих, и кафе всегда переполнено: и глухие, и слышащие любят туда ходить. Персонал знает жестовый язык, но особость кафе, принадлежность к deaf-культуре никак принципиально не подчеркивается – это просто хорошее и вкусное место для всех.

Виктория Кузьмина | Барселона, Испания

Кафе в Барселоне называется Ziryab, я про него не знала – предложили сходить знакомые испанцы, когда я приехала по случаю свадьбы подруги. Сначала мы взглянули на кальянную, которая была открыта первой (оказалось, что уже два “глухих” заведения у одного владельца). А рядом расположилась позже появившаяся вторая точка – уже полноценный ресторан: приятная обстановка, атмосфера кафе днем и скорее барная вечером. Меню с уклоном в мексиканскую кухню: среди тапас встречаются тако, начос… Самое интересное: работают слышащие официанты со знанием жестов! Могут обслужить, таким образом, любого клиента. Но, кстати, приходит очень много глухих, они любят тут сидеть. На втором этаже есть специальный круглый стол для больших компаний глухих.

Тамара Шатула
Опубликовано в ВЕС №4 (2019)

Добавить комментарий