Идея поездки с сыном в лагерь для глухих детей пришла ко мне еще в прошлом году. В коррекционной школе №52 в Москве, где учится мой сын, преподают английский язык. Успехов в нем у сына нет, поэтому решила дать ему понять, что знание английского пригодится не только для путешествий, но и для общения с новыми зарубежными друзьями.
Детский лагерь – отличная возможность завести новые знакомства, друзей из других стран. Я сама связалась с организаторами европейского подросткового лагеря – хорошо, что у меня есть неплохое знание международных жестов и минимальный уровень английского. Пошли мне навстречу и заранее пригласили на 4 дня в Словакию для обучения на вожатую. Подготовка была серьезной, ведь работа с детьми требует особых физических данных и определенных психологических знаний. На вожатых – полная ответственность за жизнь подопечных. По окончании обучения участникам выдают сертификат. И на меня ложится не только ответственность за детей, но и получение виз, покупка билетов.
До этого я в 2017 году ездила с четырьмя детьми из Москвы в Словакию, в европейский детский лагерь для глухих в возрасте 9-12 лет EUDY (Европейский союз глухих молодежи). Честно говоря, у меня были другие представления: думала, лагерь есть лагерь. Но! Это не просто лагерь, а интеллектуальный отдых с интерактивной программой личностного роста, ориентированной на развитие личности, дружелюбия, формирования лидерских качеств. Детям читали интересные тематические лекции: Конвенция ООН о правах ребенка, индивидуальность и культура глухих, история жестового языка.
Это важный шаг в социализации детей с нарушением слуха – публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед аудиторией. А еще дети ознакомились с одним из искусств глухих – визуальными жестами (VV). Одним словом – все обалденно!
Увиденное подтолкнуло меня к мысли – надо в России открыть подобный лагерь для глухих детей! Наши дети вернулись домой грустными, им лагерь очень понравился, не хотели уезжать. Больше всего им понравилось отсутствие тихого часа. За время, проведенное в лагере, я не только приобрела опыт, но и встретила новых хороших друзей, получила позитивный настрой на год вперед. Работа вожатой мне понравилась – каждый день заряд бодрости, энергии и новые впечатления. Самое приятное в этой работе – то, что у нас есть обратная связь от детей. Когда общаешься с ребенком, отдаешь ему силы, эмоции, энергию – а взамен получаешь их любовь, уважение, внимание.
Слева направо: Татьяна Трофимова, Рома Пьянков, Мелита Гаврилаш, Нина Волкова и Алеша Трофимов
В этом году приняла решение снова ехать в качестве вожатой в Европейский лагерь EUDY, но уже в подростковый – с 13 до 17 лет. И решила учиться у организаторов, чтобы набрать опыт в создании подобного лагеря в России. Опубликовала в социальных сетях объявление о наборе желающих принять участие. Получила заявки на участие из разных городов России, затем с собравшейся группой поехали.
День заезда – это праздник окончания ожидания и неизвестности. Летели мы из Москвы в Вену, затем на автобусе доехали до аэропорта Братиславы на место встречи. Со мной было четверо детей: две девочки – Мелита Гаврилаш из Питера и Нина Волкова из Сургута, двое парней – сын Алеша Трофимов из Москвы и Рома Пьянков из Перми. Из Братиславы мы выехали в город Тесаре, что в горах, – ехали около 2 часов. В автобусе дети не скучали, общались со всеми с интересом.
А в лагере организаторы встретили нас с распростертыми объятиями. Всего собрался 121 участник: вожатые, организаторы, волонтеры и тренеры. После вкусного ужина в традициях словацкой кухни нам выдали футболки с эмблемой EUDY, бейджики с именами и названиями родных стран, небольшой яркий рюкзачок, браслеты разных цветов, обозначающих принадлежность к конкретной команде. В итоге вышло 8 команд по 10-11 человек. Детей из России на этапе заселения распределили в разные комнаты – такова политика лагеря. Затем торжественно подняли флаг, и лагерь был объявлен открытым.
Второй день начался по-настоящему. После щедрого завтрака все перезнакомились, и дети стали учить международные жесты. Затем представили руководителей EUDY, познакомили подростков с миссией и целями организации молодых глухих. Каждому отряду было поручено придумать свое название и лозунг. А в свободное от занятий время юниоры плавали в бассейне, играли в футбол и волейбол.
Программа третьего дня оказалась насыщенной. Главное событие – лекция тренера Александро Аббати из Италии на тему “Личность глухого человека”. Он рассказал о понятиях и различиях: свойство личности, качество и так далее, затем провел тренинг – обучал детей приемам самоанализа, пояснил, как преодолевать личные трудности, и провел психологический тест. Вечер был посвящен знакомству с кухнями разных стран. На нашем столе была еда, привезенная из России: кедровые орешки и клюква с сахаром из Сургута, пряники, сушки и конфеты из Петербурга, варенье из земляники и печенье из Перми, очаковский квас и бородинский хлеб с рыбной пастой из Москвы. Классно, что в один день мы пробовали кухню всей Европы.
На следующий день слушали лекцию того же тренера Александро об истории глухих, узнали, что история глухих начинается с Древнего Египта и далее по периодам. Считаю важным знать историю нашего мира… Не знать свою историю – признак низкой культуры. Затем пошла викторина по этой теме – ответы показали, кто лучше, кто хуже запомнил. Следующей задачей для команд была подготовка представлений по истории глухих по периодам, начиная с Древнего Египта. Все команды отлично справились.
А на пятый день эксперт Урбан из Швеции поведал историю спорта глухих. Первое упоминание о спорте глухих встречается еще в 1808 году… Лекция очень понравилась не только подросткам, но и взрослым! После нее отряды, как и вчера, приняли участие в тематической викторине. Мы, гости из России, сделали фото на память с этим замечательным экспертом и подарили ему книгу Виктора Паленного “Российский след на сурдлимпийской арене”. Подарком Урбан остался доволен. Далее команды соревновались в водных играх и участвовали в забавной игре “Угадай кто он/она?”, где по вырезанным фото участников лагеря угадывали, кто есть кто.
Шестой день начался с раннего подъема: нас ждала экскурсия в столицу Словакии – Братиславу, где подростки познакомились с историей города. История здешних мест богата легендами. Мы побывали в Братиславском замке, откуда открывался шикарный вид на город и реку Дунай. Пробовали вкусное словацкое мороженое, накупили сувениров на память. По возвращении в лагерь ребята замечательно провели время в бассейне и на спортивных площадках. После насыщенного дня им обеспечен хороший сон!
На седьмой день в лагере мы удивлялись, что время летит очень быстро. Тематической лекцией дня была “Культура глухих и жестовый язык”, ее провели замечательные эксперты из Испании, Италии и Франции. Рассказывали про визуальные жесты (VV), конфигурации, номера из жестового языка, песни на жестовом языке. До чего богатая культура у глухих! И новая задача для команд – придумать мини-сцену с использованием конфигураций порядковых номеров.
На восьмой день слушали заключительную лекцию от эксперта из Ирландии – “Языки мира и жестовые языки”. В разных странах – свои жестовые языки. Слушатели с интересом изучали жесты разных стран. Узнали, что международные жесты – это искусственный язык. В этот день нам не повезло с погодой, но, несмотря на это мы сделали замечательные групповые фото и сняли видеоролик. Вечером организовали дискотеку, был строгий дресс-код – одежда в стиле бохо.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Пришло время расставаться с лагерем и новыми друзьями, некоторые дети плакали, никто не хотел уезжать. А назавтра, 29 июля, самолет взлетел в небо, увозя на своем борту счастливых, но в то же время и грустных участников лагеря.
Мне понравилось, что каждый вечер после отбоя в лагере проходили планерки. На них вожатые обсуждали прошедший день, строили планы на следующий и проводили тренинги на сплочение. А еще каждое утро мы начинали веселой, пробуждающей зарядкой-флешмобом.
Хоть я и уставала физически, но на эмоциональном и психологическом уровне зарядилась на сто процентов. Вожатый – это не просто человек, который следит за режимом и дисциплиной, это еще и мама, папа для всех детей в отряде. Подростки, конечно, были не очень послушными, любили пошуметь… Но все нипочем, ведь у меня были такие замечательные напарники. Рада, что мы быстро нашли друг с другом общий язык. 9 дней, проведенных в лагере, наполнили мою жизнь невероятными эмоциями, теплотой и улыбками детей, воспоминаниями. Это незабываемо! Я как будто снова вернулась в детство.
После работы в этих лагерях я поняла, что такого рода мероприятия для детей с нарушениями слуха из разных городов надо обязательно проводить в России. Мы, автономная некоммерческая организация “Центр развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей “Я понимаю”, теперь разрабатываем подобный проект в России и надеемся, что его удастся реализовать.