Проблемы и трудности в сфере образования глухих – одна из тем, которые постоянно находятся в фокусе нашего внимания. Несколько последних лет мы привыкаем к понятию “инклюзивное образование”, но его комплексное внедрение связано с большими материально-ресурсными затратами и нехваткой специалистов. По этой причине даже рейтинговые учебные заведения, позиционирующие свою доступность для глухих, на самом деле в полной мере ее не обеспечивают.
Это отмечает и Всемирная федерация глухих: не все страны в действительности, реализуя модель инклюзивного образования, понимают, в чем оно заключается. В мае она утвердила программный документ по инклюзивному образованию. Предлагаем вам ознакомиться с его основным содержанием и лучше понять, к чему следует стремиться, говоря об инклюзивном образовании.
Ключевые моменты
Будучи одним из главных заинтересованных лиц в разработке и реализации Конвенции ООН по правам инвалидов (КПИ), Всемирная федерация глухих (ВФГ) защищает права глухих учащихся на инклюзивное образование. Такое образование должно включать прямое обучение на жестовом языке, глухих учителей и сверстников, которые используют жестовый язык, и билингвистическую программу, которая предусматривает изучение жестового языка.
ВФГ обеспокоена увеличением количества стран во всем мире, реализующих модель инклюзивного образования, которая в действительности не является инклюзивной для глухих учащихся и не соответствует их потребностям.
ВФГ особенно обеспокоена текущей тенденцией использования общего определения инклюзии для глухих учащихся, а именно их включением в общеобразовательные школы, так как такие условия часто не обеспечивают адекватный доступ и прямое обучение на жестовом языке, включая глухих учителей. Такое рабочее определение инклюзии в качестве включения в общеобразовательные школы противоречит истории разработки статьи 24, поскольку ВФГ отстаивала более широкое определение инклюзии, при котором билингвистическое образование глухих учащихся является формой инклюзивного образования.
ВФГ признает, что инклюзивное образование для глухих учащихся может иметь разные модели и существовать в разных условиях.
Джозеф Мюррей, вице-президент ВФГ, выступает по теме инклюзивного образования на конференции в Будапеште (ноябрь 2017 г.)
Введение
Во всем мире глухие дети сталкиваются с проблемами в области образования из-за несоответствующих условий обучения. С тех пор, как КПИ вступила в силу в 2006 году, сохраняется тенденция помещения глухих детей в обычные школы, где они зачастую не имеют доступа к жестовому языку или прямому обучению на нем, включая обучение глухими учителями, а также к билингвистическому образованию. В некоторых случаях многие школы глухих были закрыты, что значительно повлияло на реализацию инклюзии глухих детей.
Путем недавнего исследования, проведенного в 39 странах ЕС, было установлено, что в 68% рассмотренных стран более 50% глухих и слабослышащих учащихся посещают общеобразовательные школы. В США и Канаде распространенность такого обучения в общем потоке варьируется примерно от 80-90%. В связи с этим многие школы глухих закрыты. Все большее число исследований отмечает явное несоответствие в успеваемости глухих учащихся и их сверстников, а также неспособность общеобразовательных учебных заведений отвечать потребностям глухих учащихся в изучении языка.
ВФГ сыграла центральную роль в разработке КПИ, уделив особое внимание статье 24, где упоминается жестовый язык, и заняла позицию, согласно которой билингвистическое образование для глухих учащихся является одной из форм образования в рамках системы инклюзивного образования. В последующих проектных разработках КПИ было принято рабочее определение: инклюзия – это помещение в общеобразовательные школы.
На такое определение повлияло то, что ранее исключение и восприятие глухих учащихся проистекало из таких документов ООН, как Саламанкская декларация. Она была принята в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Саламанке (Испания) и отмечала, что “ввиду особой потребности коммуникации глухих и слепоглухих людей их образование может быть лучше обеспечено в специальных школах или специальных классах в общеобразовательных школах” (пункт 21).
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов отражена уже расширенная точка зрения. Совсем недавно, в 2018 году, в Замечании общего порядка о равенстве и недискриминации (пункт 65) указали: “Для обеспечения равенства и недискриминации глухих детей в образовательных учреждениях им должна быть обеспечена среда изучения жестового языка с глухими сверстниками и глухими взрослыми, которые являются ролевыми моделями”.
Глухие учащиеся имеют уникальную потребность в обучении на жестовом языке, а также в обучении со стороны глухих преподавателей, которые могут отстаивать права своих учеников и передавать им социальные и культурные знания. КПИ прямым образом поддерживает право глухих учащихся иметь глухих учителей: в статье 24(4) содержится призыв к государствам-участникам “принимать надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком”.
Определение инклюзивного образования
ВФГ признает, что ученые занимают разные позиции по отношению к определению инклюзии. Определение, которое фокусируется только на включении, не отвечает критериям инклюзии. Другими словами, инклюзия – это опыт, а не включение.
Статья 24(4) касается трудоустройства преподавателей, имеющих квалификацию по жестовому языку. ВФГ призывает расширить возможности обучения по специальности “Преподаватель” для взрослых глухих, которые часто сталкиваются с препятствиями на пути получения высшего образования, но необходимы для реализации билингвистических образовательных программ, а также для обучения учителей, которое обеспечит высокий уровень владения жестовым языком всех учителей. Как минимум, учителя должны иметь уровень владения ЖЯ, близкий к уровню носителя, как это описано в Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком для жестовых языков, Руководстве американского совета по обучению иностранным языкам, а также в других стандартных национальных или региональных руководящих принципах, используемых для оценки языка в образовании.
Статья 9 КПИ подчеркивает право на переводчика жестового языка для доступа к государственным услугам. ВФГ признает, что предоставление переводчиков ЖЯ является важным для разного рода обучения и поддержки, которые должны быть доступны для глухих учащихся, но подчеркивает, что переводчик не заменяет прямое обучение на жестовом языке или полностью доступную среду жестового языка. Предоставление переводчика – это не билингвистическое образование, а скорее обучение на основном разговорном языке при посредничестве переводчика.
Дэвид Антонио Родригес, национальный советник по образованию в Португалии, выступает на российской конференции по инклюзивному образованию, о которой мы писали недавно.
Эффективные модели инклюзивного образования
Для обеспечения инклюзивного образования для глухих учащихся крайне важно, чтобы все глухие дети, независимо от того, где они посещают школу, имели доступ к высококачественному обучению на жестовом языке. Это означает, что условия, которые включают услуги переводчиков и лиц, записывающих под диктовку, должны сопровождаться:
– возможностью обучения с другими глухими учащимися и преподавателями, включая глухих преподавателей, которые сами свободно владеют жестовым языком;
– предоставлением билингвистических учебных материалов;
– возможностью изучения жестового языка в качестве школьного предмета.
Центральным вопросом для достижения качественного инклюзивного образования для глухих учащихся является обеспечение педагогического образования, которое поддерживает соответствующие модели повышения квалификации для глухих кандидатов, владение преподавателями жестовым языком, знание и разработку качественных билингвистических учебных программ и педагогики, а также осознание необходимости высоких ожиданий от глухих учащихся как двуязычной группы. Необходимо также, чтобы школы поддерживали участие родителей и сообщества глухих.
Как описывается во многих международных исследованиях, эффективные модели инклюзивного образования для глухих учащихся включают качественные школы, в которых занята высокая доля глухих учителей и управляющего персонала, использующих жестовый язык. Школы глухих могут также оказывать поддержку и предоставлять ресурсы глухим учащимся, зачисленным в обычные школы, включая доступ к группе сверстников и глухим учителям, использующим ЖЯ. Для глухих детей, проживающих в сельских районах, роль школ глухих в поддержке основной школьной среды может быть особенно важной, поскольку они могут обеспечивать дистанционное обучение и возможности посещать школу для глухих заочно.
Инклюзивное образование может также включать модели совместного обучения, при которых группа глухих и слышащих учителей обеспечивает одновременное обучение на жестовом и словесном языках в классах глухих и слышащих студентов. В каждой модели важно, чтобы глухие учителя были наравне со слышащими учителями, и, чтобы все учителя владели жестовым языком на уровне носителя. Кроме того, глухие учащиеся должны иметь доступ к учебной программе по жестовому языку в дополнение к основной учебной программе.
Глухие учащиеся также должны иметь доступ к учебной программе словесного языка, которая учитывает перспективу глухих в изучении словесного языка; т. е. главным является письменный язык, а жестовый язык дается в качестве основы для обучения.
Заключение
В документах по правам человека, в которых основное внимание уделяется правам людей с инвалидностью, часто используется индивидуальный подход, который противоречит целям сообществ глухих, добивающихся признания жестовых языков и обеспечения билингвистического образования для глухих детей. ВФГ настоятельно призывает государства-участники добиваться того, чтобы в рамках системы инклюзивного образования пропагандировались жестовые языки и языковая самобытность сообществ глухих.
Опубликовано в ВЕС №7 (2018)