В уходящем 2016 году отмечалось 1000-летие Русского присутствия на Святой Горе Афон. К этой знаменательной дате была приурочена паломническая поездка организованная по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона митрополита Новосибирского и Бердского Новосибирской православной общиной глухих и слабослышащих. О подготовке и осуществлении этого проекта рассказал нашему корреспонденту руководитель общины, эксперт Координационного центра по работе с глухими и слепоглухими Синодального отдела по социальному служению Николай Николаевич Соколов:
– Наше паломничество продолжалось девять дней: оно начиналось и заканчивалось в Салониках – древнем городе, в котором, прежде всего, мы посетили храм великомученика Димитрия Солунского и Кафедральный собор святителя Григория Паламы, где почтили святые мощи этих великих угодников Божиих. Кроме этого, в завершение нашего паломничества мы побывали на могилке преподобного старца Паисия Святогорца в Суроти, а также в монастыре святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
– Как удалось собрать группу глухих паломников?
– В эту поездку я пригласил желающих еще в начале года, работая в Москве на секции по социальному служению Рождественских Образовательных Чтений. Некоторые представители общин глухих тогда не поверили, что удастся собрать группу паломников и организовать этот тур. Но благодаря информационной поддержке Координационного центра по работе с глухими и слепоглухими, руководства Всероссийского общества глухих, удалось осуществить этот проект. В итоге желающих посетить Афон оказалось намного больше, чем я предполагал. Можно было набрать группу и в двадцать, и в тридцать человек, но оптимальное количество паломников, по моему опыту, не должно превышать семи-восьми человек. Во-первых, такая группа наиболее мобильна, что немаловажно для путешествия по Святой Горе и, во-вторых, это свело бы к минимуму проблему с размещением в афонских монастырях. Тем не менее, поехали одиннадцать паломников. Считаю достойным назвать имена первых глухих российских паломников на Афон. Среди них были представители православных общин из Санкт-Петербурга Александр Усов и Борис Кокин, новосибирские паломники Валерий Черкасов и Александр Михайлов, представитель Омска Михаил Рубан. Сопровождали паломников настоятели двух новосибирских приходов, в которых ведется работа с глухими и слабослышащими, протоиерей Александр Матрук и протоиерей Андрей Федоров, эксперт Координационного центра по работе с глухими и слепоглухими Владимир Рахов, а также священники из Вятской общины глухих иереи Игорь Шиляев и Алексий Киторга.
– Я слышал, что ваше паломничество сразу пошло не по плану.
– Действительно, как бы вы не планировали свое путешествие по Святой Горе, все равно что-то сложится не так. Это было мое уже третье паломничество на Афон, то есть был соответствующий опыт, и я хорошо понимал, что в точности осуществить программу, тем более с такой группой, будет очень непросто. Да и многие другие паломники на Святую Гору, с кем мне приходилось общаться, рассказывали, что они тоже всегда попадали в непредвиденные ситуации, которые, впрочем, удивительным образом здесь разрешались. Афон – удел Пресвятой Богородицы, здесь Она всем управляет, устраивая всё не так, как хочет человек, а так, как будет полезно для его души.
Безусловно, ключевые вопросы организации, связанные с транспортном, размещением были заранее проработаны. Изначально мы предполагали остановиться в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, однако мои друзья, помогавшие в организации поездки, неожиданно позвонили мне и сообщили, что у нас есть редкая возможность встретиться с игуменом греческого Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. Но для этого нужно успеть приехать в обитель до 1 сентября. Наши батюшки благословили поступать, так как складывается ситуация. В результате первым монастырем, который мы посетили на Афоне, стала Ватопедская обитель. Правда по прибытию парома на Святую Гору мы сначала побывали в Успенском храме административного центра Афона – Карее, где поклонились чудотворному образу Божией Матери “Достойно есть” (“Милующая”). С этой иконой связано чудесное обретение одним иноком текста молитвы Пресвятой Богородицы, которая теперь поется во время каждой Божественной литургии и называется “Достойно есть”. Икона находится в алтаре храма и нашим глухим, да и всем нам было особенно трепетно зайти в алтарь и поклонится этому почитаемому образу.
Итак, Ватопед. И первое испытание мы пережили именно здесь: нашу бронь на размещение в монастыре не нашли! Ежедневно этот монастырь посещает более двухсот паломников, поэтому рассчитывать на места без брони было бесполезно. Не скрою, это была напряженная ситуация! Но мы не стали отчаиваться, а возложили упование на Пресвятую Богородицу, начали молиться, и в результате всё устроилось наилучшим образом. Нашу бронь нашли и более того, если всех паломников оставляют в монастыре только на одну ночь, то нас благословили остаться на две ночи.
– В два раза больше времени, чем вы планировали!
– И в какой обители! Ватопед – греческий монастырь, второй по рангу после Великой Лавры, один из самых древних, один из самых духовно богатых на Афоне. О нем блаженный старец Иосиф Ватопедский говорил, что если Святая Гора – Удел Пресвятой Богородицы, то Ватопед – Её Престол. Здесь подвизались великие святые. Например, святитель Григорий Палама и преподобный Максим Грек. В монастыре хранятся многие православные святыни. По милости Божией, мы поклонились наиболее известным из них – поясу Пресвятой Богородицы, части Древа Животворящего Креста Господня. После вечернего богослужения для поклонения монахам и паломникам выносят и другие святыни. Это часть Трости от Страстей Господних (трости, с помощью которой Спасителю поднесли смоченную уксусом губку во время распятия), честные главы святого Григория Богослова, святого Иоанна Златоуста, десница апостола Андрея, частицы мощей архидиакона Стефана, великомученика Феодора Стратилата и другие мощи огромного числа известных всему православному миру святых. Некоторым из нас посчастливилось зайти в алтарь храма, где находится образ чудотворной иконы Божией Матери “Ктиторисса” или “Алтарница”, а также крест императора Константина. Православным всего мира известны семь чудотворных икон, пребывающие в обители. Кроме названных, это образ Ватопедской Божией Матери, который называют “Отрада” и “Утешение”, “Предвозвестительница”, “Закланная”, “Всецарица” и “Елеоточивая”. Поэтому побывать в этом монастыре стремятся все без исключения паломники.
Мы общались с местными русскоговорящими монахами, которые рассказали нам много интересного из истории обители, проводили для нас обширные экскурсии по монастырю, которые сопровождались сурдопереводом. На второй день нашего пребывания в Ватопеде мы удостоились встречи с настоятелем монастыря игуменом Ефремом, которому мы передали приветствие президента ВОГ Валерия Никитича Рухледева и выразили признательность за прием неслышащих паломников. Старец очень тепло приветствовал нас, сказал много добрых слов в наш адрес, подарил всем памятные сувениры со своим автографом. Конечно же, мы расценили возможность побеседовать с игуменом Ватопеда как великую милость Божию.
– Службы на Афоне весьма продолжительные, не сильно уставали?
– Ночное богослужение… храм освящается только лампадами и свечами, полумрак, монашеские облачения, древние иконы и фрески – всё это удивительным образом воздействует на душу. Я видел, что глухие паломники были потрясены даже без перевода службы. Думаю, что там пребывает благодать Божия, которая не оставляла нас: все мы ощущали духовную радость, которая ободряла нас, укрепляла, объединяла. Поэтому мы не чувствовали особой усталости, несмотря на то, что после ночных бдений утром мы уезжали в другой монастырь, в котором все повторялось: ночная служба, утреня, литургия и снова в путь!..
– Какие еще монастыри вы посетили?
– На Афоне двадцать монастырей: семнадцать греческих, русский, болгарский и сербский. Ну, конечно, мы не могли пропустить Иверский монастырь, тем более что эта обитель лежала на нашем пути к Великой Лавре. Наши батюшки в это время посетили сербский монастырь Хиландар. В монастыре Иверон находится главная святыня Афона – Иверская икона Пресвятой Богородицы, написанная святым апостолом Лукой. Первое упоминание об образе относится к IX веку. По преданию, во время иконоборчества одна вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя в доме образ Богоматери. Скоро это открылось, и к женщине пришли воины, желавшие отнять икону. Один из них ударил копьем в лик Пресвятой Девы, и из иконы, как из раны, потекла кровь. Слезно помолившись, вдова пошла к морю и пустила образ по волнам. Через много лет икона приплыла к Афону и стояла в воде, поддерживаемая огненным столбом, пока монахи не заметили ее. С глубоким почитанием отцы обители отнесли образ в храм. Наутро икону нашли над вратами монастыря. Монахи несколько раз пытались перенести ее обратно в храм, но икона возвращалась на выбранное Божией Матерью место. Позже преподобному Гавриилу Святогорцу явилась Богородица и объяснила, что не монахи должны охранять икону, а она страж их обители. С тех пор этот образ получил название “Вратарница”. Это повествование ещё раз свидетельствует о поучающем значении хранения Преданий Святой Горы, ведь внутри этой истории скрывается учение о хранении сердца, то есть о духовном трезвении, согласно которому каждый христианин должен иметь стража на входе в свое сердце, контролирующее всё, что хочет войти в него извне.
Ну а завершилось наше паломничество после посещения Великой Лавры, где мы поклонились честным мощам преподобного Афанасия Афонского, в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, с которого, как вы, наверное, помните, мы хотели начать наше путешествие по Афону.
– Как глухие паломники переносили тяготы и трудности путешествия?
– Наши неслышащие братья просто молодцы! Я еще лучше узнал и полюбил их добрый и позитивный нрав. Удивительно, но именно глухие укрепляли меня в непредвиденных ситуациях. Я уже говорил о том, что во время паломничества с нами постоянно происходили какие-то непредвиденные вещи. Они начались сразу, в греческом Ватопеде, и закончились в русской Пантелеимоновой обители. Когда мы пришли в монастырь святого Пантелеимона, то он оказался переполнен паломниками, поскольку, хочу напомнить, в этом году отмечается 1000-летие присутствия Русского монашества на Святой Горе Афон. Наше появление – сразу одиннадцать паломников! – вызвало у архондаричного – заведующего монастырской гостиницой – оторопь. Мы сказали, что у нас забронированы места, он начал искать бронь и… опять не нашел! Мест нет! Глухие видя определенные сложности, казалось бы, радовались даже тому, что они стоят на этой Святой Земле, никакого огорчения или ропота. Нам ничего не оставалось делать, как пойти на вечернюю службу в Свято-Пантелеимоновский храм, где мы усердно молились Господу, Божией Матери и Начальнику обители – святому великомученику и целителю Пантелеимону. Как потом оказалось, многие из нас после службы испытали чувство внезапного спокойствия и уверенности в благополучном разрешении нашего положения. “Не пропадем! На всё воля Божия! Здесь, в Греции тепло, в крайнем случае, переночуем на берегу моря, а рано утром в храм. Ничего, Пресвятая Богородица не оставит нас”, – в этом мы были уверены. И что же? После вечернего богослужения нас пригласили на трапезу, а вскоре к нам подбежал радостный послушник и сообщил, что все благополучно разрешилось и мы можем идти размещаться.
Жили мы здесь, как и в других обителях, по монастырскому уставу. Даже время здесь отсчитывается по-особому, по-византийски: cутки начинаются с заходом солнца. В Русском монастыре среди множества святынь покоится глава святого великомученика Пантелеимона, а также преподобного Силуана Афонского, который подвизался в этом монастыре. Это ему на вопрос: “Господи, скажи, как смириться” Спаситель ответил: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”. Хорошо бы нам всем чаще вспоминать эти слова.
– А как на Афоне относились к вашей группе, Николай Николаевич? Ведь группа-то необычная. Далеко не каждый день на Афон приезжают люди с нарушениями слуха.
– В Салониках есть большая община глухих, наверняка кто-то из них бывал на Афоне. Но, насколько мне известно, наша группа – первая в истории организованная группа паломников с нарушениями слуха из России, побывавшая на Святой Горе Афон. Возможно, поэтому вниманием нас точно не обделяли. Ну а мы, находясь здесь, знакомились с возможностью в дальнейшем организации приема небольших групп глухих паломников.
В завершении беседы Николай Николаевич Соколов сказал:
– Поездка на Афон – это всегда незабываемое, праздничное и духовно насыщенное событие. Люди на Святой Горе преображаются, по другому начинают смотреть на окружающие вещи и на себя. И каждый, если он, конечно, захочет, получит здесь ответ на свой главный вопрос. Это может произойти в любой момент, необязательно в беседе с духовно опытным человеком или в молитве, но и совершенно неожиданно, даже во время обычного, казалось бы, разговора. Только нужно быть очень внимательным к тому, что происходит вокруг тебя во время паломничества, особенно на Афоне. И важно сохранить это духовное внимание к себе, к своей жизни, мыслям и поступкам уже здесь дома, в миру.
Беседовал Дмитрий Кокоулин