В апреле дружная команда глухих художников во главе с вице-президентом Культурного центра “Гефест” Натальей Софроновой отправилась в Финляндию, чтобы завершить начатые работы над картинами, посвященными карело-финскому эпосу “Калевала”. В группу входили скульптор Айдын Алиев, живописцы Андрей Аверьянов (с супругой Фаиной), Юрий Чернуха и Сергей Ущенко.
* * *
Еще в октябре прошлого года наши художники выезжали в окрестности Парикаллы, где начали работу над этим проектом. Для начала художники познакомились с сюжетами “Калевалы” и с творчеством замечательного финского живописца А. Галлен Каллелы, лучшего иллюстратора этого эпоса.
Песни “Калевалы”, содержат в себе мифические предания, свадебные и заклинательные мотивы и по-прежнему пользуются любовью и популярностью у финнов и карелов. Отдельные эпические песни (или руны) исполнялись в сопровождении музыкального струнного инструмента кантеле с древних времен. А вот собраны воедино они были сравнительно недавно (к середине XIX в.) литератором и фольклористом Элиасом Лёнротом.
В эпосе действует целый ряд героев. Но главным из них является мудрец и песнопевец Вяйнямейнен, в образе которого нашли отражение черты шамана, знающего древние заклинания. Одновременно он – поэт, подобный древнегреческому Орфею, которому послушны растения и животные. Он же является ведущим культурным героем эпоса: строит первую лодку, делает музыкальный инструмент (кантеле).
Чтобы отразить в картинах эти эпические мотивы, нашим живописцам нужна была поездка в Финляндию, в которой можно было заново соприкоснуться с красивейшей природой этой страны. И почувствовать очарование озер и лесов северного края, поэтично отраженного в рунах эпоса. Художники не только рисовали новое, но подготовили и ряд старых работ, чтобы организовать выставку в небольшом городе Саари, там же в озерном краю. Вернисаж открылся в современном здании библиотеки и собрал доброжелательные отклики местной прессы.
И вот новое путешествие в Парикаллу и ее окрестности… Время было выбрано не случайно. Апрель в Финляндии – месяц пограничья, преображения природы, когда долгая зима передает эстафету весне. В лесах еще местами лежит снег, разделенный все увеличивающимися с каждым днем проталинами. Постепенно освобождаются ото льда и многочисленные озера, а лодочки на их берегах, перевернутые вверх дном, ждут начала навигации. Лес наполняется птичьими голосами, уже прилетели скворцы, в лесу между деревьями перелетают сороки и синицы…
* * *
Ну а теперь немного истории… Уже больше десяти лет как художники-“гефестовцы” продолжают доброе дело установления культурных связей со страной Суоми. Сотрудничество начато еще в 2006 году выставкой работ, посвященных религиозному деятелю северного Возрождения М. Агриколе. Заказ на эти картины Культурному центру “Гефест” помог получить бывший президент общества “Россия-Финляндия” Александр Белов.
Потом последовал художественный проект, посвященный президенту Финляндии, маршалу К.Г. Маннергейму (1867 – 1951), когда “гефестовцы” выполнили и показали в разных городах Финляндии более 20 картин, связанных с личностью этого незаурядного человека и военачальника. После окончания проекта встал вопрос о продолжении культурного сотрудничества с финнами. Нужно было найти тему, которая стала бы интересной как финской стороне, так и нашим художникам. И тут помог известный скульптор Александр Таратынов, который еще со времени совместной учебы в МГХИ им. В. Сурикова дружит с Айдыном Алиевым. Он вовремя “вспомнил”, что в Суоми регулярно проводятся конференции, посвященные эпосу “Калевала”. Ближайшая такая конференция пройдет в Лахти летом этого года. Одновременно состоится и выставка по мотивам эпоса, в которой могут принять участие, как финские художники, так и живописцы из других стран. “Гефестовцы” захотели поучаствовать в этом мероприятии.
Сравнительно недавно А. Таратынов приобрел большой участок в “озерном краю” Суоми, недалеко от городка Парикалла с несколькими домами, где располагалась школа. Ее закрыли, как нерентабельную. А основное здание решено было отвести под народный музей. Вот за этот проект и взялся Таратынов. Одновременно с музеем он планировал и создание картинной галереи. Сам скульптор сейчас занят организацией выставочной работы в Голландии, поэтому “раскручивать” и перепрофилировать помещения школы в Парикалле он поручил своему другу А. Алиеву, который и помог устроить оба выезда “гефестовцев” на пленэр в эти края.
* * *
Как работали наши художники в эти дни?.. Творчество – это таинство, о котором много не расскажешь… Но попробую поделиться некоторыми наблюдениями… Все художники – А. Аверьянов, С. Ущенко и Ю. Чернуха – мастера высокого класса, участвовавшие во многих выставках как в России, так и за рубежом. Именно на их картинах и держится репутация “гефестовцев”. Они могут, когда есть настроение и подходящие условия, написать картину за один день.
Например, работа Ущенко “Чайки над крепостью”, навеянная впечатлениями от посещения Савонлинны рождалась очень быстро, прямо на глазах. Белые птицы во весь размах крыл парят над озером, взмывают вверх и падают к самой воде… Сергей пишет маслом, делая длинные пастозные мазки, что придает картине необходимую динамику и жизненность. Причем он параллельно может работать над двумя сюжетами, переходя от одного полотна к другому. Аверьянов также пишет маслом, его манера работы в чем-то похожа на подход Ущенко. Андрей заканчивал большое полотно, которое условно можно назвать “Встреча жениха”. Обнаженные женщины (излюбленный образ художника) бросают в озеро венки, заманивая к себе в гости суженого. Этот мотив одинаково близок и славянским и финно-угорским народам, пожалуй, но финский колорит здесь подчеркнут северной природой, с каменными глыбами и елями на берегу…
Юрий Чернуха работает по-другому. В этот раз он писал акриловыми красками большую картину с условным названием “Гуси-лебеди”. Здесь так же, как и у Аверьянова, использован сказочный сюжет, когда на лесное озеро прилетают лебедушки и оборачиваются красавицами, которым хочется искупаться в прохладной воде, а их подкарауливает добрый молодец. Художник тщательно выписывал камни, окружающие озеро, разноцветную гальку, как бы создавая цвето-музыкальную ауру будущей картины. А фигуры девушек будут вписаны в нее позже… Еще Юрия ждет работа над только начатым триптихом на сюжет Калевалы “Сватовство Вяйнямейнена”, когда главный герой эпоса посватался к красавице Айне, но получил отказ: девушка предпочла утопиться, чем выйти замуж за старика.
* * *
Говоря о работе художников, нельзя не упомянуть и о культурном отдыхе, о знакомстве с достопримечательностями Суоми, дающим им впечатления для творчества. Были выезды в Парикаллу, живописно расположенную на невысоких холмах, где есть большая деревянная лютеранская церковь начала XIX в. А также в Саари. Но особенно запомнилась поездка в Савонлинну. У города уникальное местоположение, на островах, между двумя озерами. А “сторожит” его старая крепость, построенная шведами в XV в. По-фински она называется Олавинлинна, а в дореволюционное время, когда Финляндия входила в состав России, крепость носила название Нейшлот. Кстати укреплением крепости одно время занимался знаменитый Суворов, которому она очень полюбилась…
Впрочем, сейчас крепость ведет вполне мирное существование, принимая многочисленных туристов, а летом здесь проходит знаменитый Международный оперный фестиваль, привлекающий гостей из разных стран мира. Мы видели самое начало подготовки к нему – на просторном крепостном дворе начался монтаж трибун.
Рядом с Савонлинной находится местечко Лусто, в котором расположен знаменитый на всю страну музей леса. В нем собраны коллекции разных пород деревьев, произрастающих в Суоми, а также представлены образцы декоративно-прикладного искусства, выполненные из древесины. Интересный памятник установлен рядом с музеем: лошадка тянет в гору сани, тяжело груженные досками. И наши художники решили немного облегчить ей эту работу, ненадолго подтолкнув “забуксовавшие” сани. На память осталась фотография, невольно вызывающая добрую улыбку.
* * *
Когда я уезжал из Суоми, работа у наших художников была в самом разгаре. Но дело пошло, и я уверен, что к предстоящей выставке в Лахти они сумеют закончить всю намеченные по плану картины… Думаю, что путешествие по следам “Калевалы” им удалось…
Придирчивый читатель может спросить, почему Культурный центр “Гефест” ищет заказы в Финляндии и работает на выезде, разве мало у нас в России собственных тем и сюжетов? Ну во-первых, наши художники-“гефестовцы” никогда не забывали и своё, родное. Достаточно вспомнить выставку в конце прошлого года в Красногорске. Да и новый вернисаж “Семицветье тишины”, который должен состояться в Москве в июне будет отражать жизнь и природу нашей страны. А во-вторых, постоянное сотрудничество с финской стороной способствует культурному сближению двух соседних стран, которое, учитывая современную геополитическую ситуацию, дорогого стоит. Напомню, что в текущем году КЦ “Гефест” отмечает 25-летний юбилей и все предстоящие художественные выставки посвящены этому неординарному событию.
Фото автора
Ярослав Пичугин