Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Мобильное приложение позволяет глухим водить такси

Глухие водители такси в США – норма жизни 21 века

Как-то раз дождливым вечером в Сан-франциско Келли Роджерс села в машину, которую она заказала через мобильное приложение Lyft. Водитель, Эндрю Кучарски, показывая на ухо, покачал головой и произнес: «я глухой».

Девушка воодушевилась. «Я знаю пару жестов», – сказала Келли на жестовом языке. Кучарски расплылся в улыбке. На протяжении всего пути до мебельного магазина Restoration Hardware они болтали с огромным энтузиазмом на американском жестовом.

«Вам нравится работать водителем, будучи глухим?» – спросила Келли. Эндрю поднял большой палец вверх: «Я счастлив. Я постоянно знакомлюсь с очень дружелюбными и интересными людьми».

Lyft – частная компания из Сан-Франциско (штат Калифорния, США), позволяющая пользователям находить с помощью интернет-сайта или мобильного приложения водителей, сотрудничающих с сервисом, и готовых подвезти их за умеренную плату. Девиз Lyft: «Ваш друг с машиной» («your friend with a car»). По заявлениям компании, их сервис позволяет перемещаться на машине с затратами на 30% ниже, чем при использовании традиционных такси. Водители, работающие с Lyft, помечают свои автомобили с помощью пушистого талисмана в виде розовых усов. На сегодняшний день Lyft работает уже в 60 городах США.

В Сан-Франциско десятки глухих людей работают водителями. Они нашли работу с помощью таких приложений, как Lyft, которое сейчас активно рекламируется и поддерживается различными инвесторами. Как и другим водителям, глухим очень нравится такой вид деятельности: они сами определяют, сколько им работать. Они сами себе начальники. Но здесь есть одно «но»: глухие испытывают социальную изоляцию со стороны слышащих.

«Много глухих людей боятся работы, которая требует много межличностного общения», –говорит глухой Джоел Бариш, главный исполнительный директор и основатель сайта DeafNation.com, на котором можно найти всевозможные видео, а также узнать о различных событиях и мероприятиях для глухих и слабослышащих людей по всему миру. Бариш опубликовал в октябре видео о глухих водителях Сан-Франциско. Видео посмотрели более 200 000 человек. Это помогло привлечь новых водителей. «Lyft – хорошее приложение, оно делает нашу жизнь легче, – уверен Бариш. – Барьеры в общении не возникают: плату за проезд водители получают через приложение, так что нужно просто подобрать клиента и довезти его до нужного места».

Пассажиры обычно говорят, куда им надо ехать, сразу, как только садятся в машину. Поэтому у некоторых глухих водителей, в том числе и Кучарски, есть клавиатура, которая подсоединена к мобильному телефону или планшету, чтобы клиент мог напечатать адрес. Некоторые водители работают по старинке: блокнот и ручка. Кто-то считывает с губ. А один водитель тестирует свой проект «умные часы», которые трансформируют устную речь в письменную.

Чувство общности

Раньше Кучарски, которому сейчас 32 года, работал консультантом по вопросам энергетики, а также вкладывал деньги в недвижимость. Уже почти два года он работает водителем, зарабатывая от 20 до 35 долларов в час. По мнению Кучарски, гибкий график и чувство общности – главные плюсы этой работы.

«Думаю, я могу хоть немного, но изменить положение глухих людей», – говорит Эндрю Кучарски. Например, некоторые пассажиры не представляют, как глухие могут водить, и спрашивают, как же глухие справляются с такими вещами, как сирена. Кучарски объясняет им, что он замечает, мигающие огни, а также, что все остальные водители уступают дорогу служебной машине.

Кучарски очень радуется, когда его пассажиры знают жестовый язык: «Они обязательно скажут «спасибо» или «доброй ночи». Это очень приятно и здорово!»

Приложение Lyft – самое популярное среди глухих. Хотя также есть глухие водители, которые нашли работу через другие идентичные приложения, например, Uber или Sidecar.

«Это естественный процесс, хотя мы раньше и представить это не могли», – искренне удивляется Эмили Кастор, специалист по связям с общественностью приложения Lyft. «У глухих водителей есть возможность зарабатывать деньги, общаться с пассажирами, они не чувствуют себя социально изолированными. Я не могу даже сосчитать, как много твитов я видела от пассажиров, чьими водителями были глухие. Сначала я очень удивилась, но затем осознала, что это в том числе хорошая возможность просвещать слышащих людей».

На выставке интернет-портала DeafNation представители приложения Lyft набирали персонал из числа глухих. «Многие из наших лучших водителей – глухие. Мы всегда рады взять на работу людей из этого сообщества», – пишут представители компании на своем сайте в разделе «самые часто задаваемые вопросы от потенциальных водителей».

Люди с нарушением слуха часто сталкиваются с проблемами на рынке труда. Процент глухих безработных трудоспособных граждан намного выше, чем среди их слышащих сверстников. Согласно статистическим данным 2012 года, только 49% людей с нарушением слуха в возрасте от 18 до 64 лет имеют работу в США. Среди населения, в целом, трудоустроены 2/3 граждан. Даже найдя работу, глухие часто сталкиваются с дискриминацией.

С этим столкнулся, например, Рамадон Фурган: 6 лет он разгружал грузовики в ночную смену. Когда Рамадон задумался о повышении, его босс сказал, что он не сможет работать на вилочном погрузчике только потому, что он глухой. После этого Рамадон уволился, и вот уже год как работает водителем в компании Lyft. «Это очень удобно: гибкий график, да и денег я зарабатываю намного больше, могу содержать семью», – говорит Рамадон, отец четверых детей. Он зарабатывает от 800 до 1300 долларов в неделю, в зависимости от количества рабочих часов и клиентов. «Данное приложение открывает глухим большие возможности».

Знания – в массы!

«Так исторически сложилось, что глухие люди намного быстрее адаптируются к новым технологиям», – говорит Грег Ливадас, пресс-секретарь Рочерстерского технологического университета. Например, глухие были первыми, кто начал пользоваться факсом, который обеспечивал общение через телефонную линию. А сейчас на смену факсу пришли приложения Facetime и Skype.

Но технологии также порой представляют собой барьер для людей с ограниченными возможностями, которым приходится бороться за доступ к информации. Поэтому это приложение так важно для сообщества глухих.

«Это прекрасно. Это и вправду ломает преграды для глухих водителей», – говорит Джон Макко, директор Центра занятости в Национальном техническом институте для глухих в Рочестере, штат Нью-Йорк. «Работать обычным таксистом для глухого было бы намного сложнее».

35-летний Ларри «Скутер» Коттон младший работает водителем около года. Он считает, что его занятие – прекрасная возможность просветить слышащих о глухоте. Читая по губам, Ларри то и дело отвечает на различные вопросы, порой очень даже глупые: Вы слепой? А вы чувствуете запахи?

«Пару раз я даже не мог сдержать смех», – поделился Ларри.

Ларри постоянно удивляет пассажиров тем, что хорошо говорит голосом, несмотря на то, что он глухой. Но больше всего ему нравится рассказывать о культуре глухих, о таких людях, как глухой рэпер Шон Форбс. «Работая водителями, мы доказываем людям, что мы, глухие, можем делать всё, что захотим».

Перевод Александры Филипповской

Источник SF GATE

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий