Британские профессиональные глухие танцоры популяризируют ЖЯ и культуру глухих
Марк Смит вспоминает, как он подбегал к фортепиано и касался его рукой, чтобы почувствовать вибрации музыки. Первое знакомство с ритмом и танцем произошло на уроках балета его сестры, несмотря на то, что ему был поставлен диагноз – глухота.
Марк не слышал музыки, но чувствовал ритм. «Я начал повторять движения за всеми, и преподаватель предложил мне присоединиться к уроку». Он продолжил обучаться танцам профессионально, и уже 20 лет работает хореографом. Смит использует свой жизненный опыт в обучении глухих.
Если в студии нет фортепиано, ученики дотрагиваются до колонок и чувствуют ритм. «Руки, а затем и все тело, ощущает вибрацию», – говорит Смит. Находясь вдали от колонок, ученики чувствуют вибрацию через деревянный пол. «Именно поэтому мы танцуем босиком», – добавляет Марк.
В 2010 году Смит организовал мужской коллектив под названием «Deaf Men Dancing» («Танцующие глухие мужчины»). Группа состоит из 4 профессионалов с разной степенью потери слуха.
Марк говорит, что глухие каждый день пользуются визуальными «подсказками», поэтому и его танцоры ориентируются на движения коллег, а не на музыку. Смит верит, что это помогает им общаться и понимать друг друга на сцене даже лучше, чем это делают слышащие танцоры.
В своем последнем шоу «Hear! Hear!» («Услышь!») с помощью танца коллектив рассказывает о скрытых, малоизвестных сторонах глухоты.
В своих шоу Марк использует Британский жестовый язык, тем самым популяризируя его среди слышащих. Но танцоры говорят со зрителями не только руками, но всем телом. Смит говорит, что глухие и слышащие танцоры движутся по-разному: с помощью жестов глухие передают больше эмоций, тогда как слышащие танцоры концентрируются на технике танца.
В шоу присутствуют атрибуты из детства Марка Смита. Его первый слуховой аппарат выглядел как большой ящик, который прикреплялся ремешком к груди. Такие ящички можно увидеть и на танцорах во время представлений. Марк считает, что они – символы глухоты, при помощи которых «танцоры выглядят немного как супергерои».
Музыка в шоу тоже необычная, в ней присутствуют звуки, непривычные для слышащих зрителей. В первом акте Дэфбой Ван (Deafboy One), слабослышащий певец, играющий на гитаре, воспроизводит шум, который так знаком людям со звоном в ушах. Во втором акте Майкл Ингланд (Michael England) исполнит классическую электронную музыку, основанную на слуховом тесте Марка – он старается услышать высокочастотные звуки, например, пение птиц, звуки протекающего крана или шелест листьев. В шоу высокочастотные звуки постепенно убирают, чтобы зрители поняли, что слышит сам Марк.
Перевод Мелиссы Генчай
Фотографии взяты с официального сайта Марка Смита