Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Последнее воскресенье апреля – всемирный день CODA*

Сегодня слышащие дети глухих родителей отмечают свой праздник

Датская ассоциация детей глухих родителей

Датская ассоциация детей глухих родителей (Foreningen Born af Dove) была создана в 1977 году по инициативе группы людей, которых объединяло одно – глухие родители. Тогда задачей ассоциации было дать слышащим детям глухих родителей возможность собираться вместе и обсуждать условия, в которых они выросли, а также делиться личным опытом.

Их цели сегодня – в сотрудничестве с датским обществом глухих (Danske Doves Landsforbund) и другими организациями, обеспечить глухим родителям такой же доступ к информации о воспитании и развитии детей, какой имеют слышащие родители, а также распространить информацию, об условиях, созданных для семей, в которых есть как глухие, так и слышащие, и об особенностях взаимоотношений между такими семьями.

С момента своего создания ассоциация, которая развернула свою деятельность по всей стране, функционирует без общественного финансирования. Члены ассоциации платят годовой и членский взносы, когда принимают участие в каком-либо мероприятии, организованном этой ассоциацией. Все мероприятия организуются исключительно на добровольных начала – волонтерами. Исполнительный комитет обращается за спонсорской поддержкой к Датской Национальной Лотерее, Футбольному тотализатору и другим фондам.

Исполнительный комитет этого общества избирается ежегодным собранием, на котором присутствуют все участники. Комитет отвечает за деятельность общества и финансы. Любой человек может стать членом этого общества. С ним можно связаться через Датское общество глухих.

Что же значит быть глухим

Абсолютная глухота и, вследствие этого коммуникативные проблемы, означает, что есть определенное количество информации, которую глухой не может получить мгновенно. Это касается информации, которая передается посредством радио и телевидения, а также безграничный поток информации, которую получает слышащий во время ежедневного общения. В результате глухим родителям сложно получать комплексные знания относительно норм, мироощущений, ожиданий, преобладающих в обществе, а также относительно детей и их воспитания.

В Дании приблизительно 4000 глухих. Они общаются на жестовом языке, который является для них родным языком. Большинство глухих чувствуют себя наиболее свободно и комфортно именно когда говорят на жестовом языке. Датский словесный является для них первым иностранным языком, и в первую очередь они изучают именно его, и стоит подчеркнуть, что для глухих он будет письменным языком. Многим глухим сложно читать и писать на датском, а также различать значения слов. Но и слышащие датчане испытывают такие сложности при изучении иностранных языков.

Глухие относят себя к лингвистическому и культурному меньшинству. Группа эта маленькая, и обычно все знают друг друга или имеют хотя бы одного общего знакомого. Такая тесная связь и сплоченность между членами группы имеет много преимуществ. К недостаткам можно отнести нехватка личного пространства и чувство постоянного контроля.

Общение с глухими

Глухие люди ничем не отличаются от слышащих.
– Говорите прямо, не волнуйтесь. Глухие давно привыкли общаться с людьми, которые не владеют жестовым языком.
– Используйте естественные жесты, указывайте на предметы/людей, о которых идет речь. Не забывайте о мимике.
– Говорите чуть медленнее, чем обычно.
– Активнее артикулируйте, но не перебарщивайте.
– Не кричите.
– Пусть свет падает на Ваше лицо.
– Не жуйте жвачку, не ешьте во время разговора, так как это усложняет чтение с губ.
– Воспользуйтесь ручкой и бумагой, если это необходимо.
– В речи используйте простые предложения. Датский, английский и любой другой язык будет иностранным для глухих, поэтому им будет легче понять четкие и короткие предложения.
– Те, кому стал интересен жестовый язык, могут записаться на курсы ЖЯ.

Что означает термин «глухая семья»?

Это семья, в которой хотя бы один из родителей – глухой или слабослышащий, и для которого жестовый язык является родным. В таких семьях дома говорят на жестовом языке.

Родители

Любые родители – и слышащие и глухие, хотят дать своим детям все самое лучшее, опираясь на собственный опыт, а также на свои возможности, чтобы их дети могли наслаждаться жизнью в полной мере.

Но глухие родители:

– Имеют ограниченный доступ к информации, касающейся слышащих детей и их развития,
– Имеют меньше возможностей идти в ногу со своими детьми, следить за их жизнью и развитием,
– Не могут контролировать развитие устной речи у ребенка,
– Каждый день глухие вынуждены действовать в соответствии с информацией «слышащего мира», которую они получают в ограниченном виде.

Поэтому глухие родители нуждаются в возможности:

– Встречаться и обмениваться родительским опытом,
– Получать консультации по вопросам воспитания детей,
– Получать информацию, а также обсуждать трудности, с которыми сталкиваются глухие семьи,
– Пользоваться услугами переводчика,
– Получать поддержу в уходе за ребенком, компенсирующую глухоту родителей.

Кроме того, они нуждаются в помощи патронажных сестер, работников из центров по уходу за детьми, учителей и других сотрудников, чтобы владеть информацией, касающейся их слышащего ребенка.

Дети из глухих семей

Слышащий ребенок из глухой семьи с детства усваивает 2 языка:

– Жестовый язык, который является родным для родителей, и
– Датский (или любой другой устный) язык, который является родным для ребенка.

Слышащий ребенок растет в двух культурах:

– В культуре глухих и
– В национальной культуре страны, в которой он живет.

Такого ребенка можно отнести как к «одному», так и к «другому миру», поэтому ему постоянно приходится переходить из одной культуры в другую.

Все дети имеют право ожидать, что их близкие, а именно родители и родственники, возьмут на себя груз ответственности за них и их семью, но «слышащий мир» и глухие родители ждут помощи от слышащих детей для решения повседневных проблем, а в особенности проблем в области коммуникации.

В результате дети примеряют на себя чужие роли и берут ответственность, которая на самом деле не должна ложиться на них, так как дети просто не готовы ее перенять.

Взрослые – как глухие, так и слышащие, должны делать все, чтобы ребенок оставался ребенком. Нельзя просить ребенка делать то, что нехарактерно для его возраста. Никогда не используйте ребенка в качестве переводчика. Пусть ответственность за коммуникацию лежит на плечах взрослых.

Стоить также отметить, что у ребенка складывается тесная связь со слышащими взрослыми – дедушками и бабушками, тетями и дядями. Важно, чтобы они положительно относились к глухим и жестовому языку.

Общение в глухих семьях

Жестовый язык – это самостоятельный язык; такой же выразительный и разнообразный, как и другие. Жестовый язык – это визуальный язык. Его грамматика отличается от грамматики устного языка. В жестовом языке огромное значение имеет положение рук, головы, корпуса, движение рук, жесты, взгляд и перемещение взгляда. Жестовый язык не является международным.

Калькированная жестовая речь – это смешение жестового и устного языка. Калькированная жестовая речь может быть использована в общении между глухим и слышащим. На калькированную жестовую речь оказывает влияние два языка. Общение становится не таким выразительным и многосторонним, как если бы оно проходило на любом из этих языков по отдельности. Общение может быть осуществлено только в том случае, если глухой знаком с грамматикой датского языка, а слышащий в какой-то мере знает жестовый язык.

Жестовый язык является родным языком глухих. Большинство глухих считает, что они достигают цели коммуникации только тогда, когда говорят на жестовом языке. При общении со слышащими глухие часто используют чтение с губ, однако есть информация, которая передается при помощи интонации. Глухому сложно понять задают ли ему вопрос, говорят серьезно или весело и т.д.

Важно, чтобы ребенок хорошо овладел жестовым языком. Глухие родители должны говорить с ребенком на жестовом языке с самого его рождения, ведь этот язык является повседневным в их семье. Ребенок овладевает жестовым языком так же, как слышащий ребенок овладевает датским.

В семье глухих, где все между собой говорят на жестовом языке, ребенок начинает показывать первые жесты в возрасте от 6-8 месяцев. Моторика младенца еще неразвита, поэтому его жесты не совсем правильные. Но глухие родители быстро научатся считывать их; так же, как слышащие родители разбирают невнятные звуки первых слов собственных детей.

Общение на жестовом языке занимает больше времени, чем общение на любом словесном. Важно, чтобы был установлен зрительный контакт, и чтобы руки были свободны. Несомненно, будут такие ситуации, когда слышащий ребенок придет из детского сада и скажет, что выучил несколько новых слов на датском языке. Однако соответствующих этим словам жестов он знать не будет. Кроме того, родители не смогут проверить, правильно ли он произносит новые слова. Им сложно считать их с губ ребенка, а он в свою очередь, если возникнут трудности с пониманием, не сможет найти им синоним из-за маленького жестового «словарного» запаса.

Слышащему ребенку необходима помощь и поддержка, чтобы он рос в гармонии и овладел двумя языками одинаково хорошо. Только так он сможет развить свою устную речь. Это важно, т.к. вне дома он будет говорить именно на датском языке. Дедушки и бабушки, воспитатели и различные сотрудники должны заботиться о ребенке так же хорошо, как заботятся о нем родители. С ним надо много говорить на датском, читать книги, петь, играть в различные игры. Важно развить у ребенка восприятие звука.

Работа ассоциации заключается в том, чтобы:

– Дать возможность глухим встречаться в различных кружках, вечерних посиделках и мероприятиях для всей семьи.
– Дать возможность слышащим детям встречаться на различных мероприятиях.
– Поддержать деятельность ассоциации для помощи глухим семьям.
– Подобрать подходящую литературу, фильмы и другие материалы, в которых говорится о глухих семьях.
– Повлиять на законодательство, чтобы глухие семьи были обеспечены переводчиками и поддержкой сотрудников из центров по уходу за детьми; чтобы была сокращена рабочая неделя и возмещены убытки за потерю дохода; чтобы были предоставлены меры по исправлению положения, как детей, так и взрослых; а также, чтобы слышащим детям было предоставлено образование на родном языке (жестовом языке).
– Рассказывать на лекциях, курсах, конференциях и в различных статьях о сложностях, с которыми сталкиваются глухие семьи.

Слышащие родители, у которых родился глухой ребенок, получают от государства помощь и поддержку. Законодательство выплачивает им компенсацию за потерю дохода, дает возможность посещать курсы жестового языка, а также специальные курсы для всей семьи, обеспечивает необходимыми техническими средствами и многое другое.

Глухие родители, у которых родился слышащий ребенок, так же нуждаются в поддержке государства, однако действующее законодательство не предоставляет им таких же возможностей, какие есть у семей с глухим ребенком. Трудности, с которыми сталкиваются такие семьи, во многом похожи, однако поддержку получают только семьи с глухим ребенком. Важно понимать, что условия слышащего ребенка из семьи глухих совсем непросты.

Перевод Мелиссы Генчай

*CODA (Children of Deaf Adults) – дети глухих родителей

Добавить комментарий