Исследования подходов, практики и результатов раннего вмешательства в США
Родители всегда с нетерпением ждут появления малыша на свет. Они полностью уверены, что ребенок будет похож на них и внешне и по характеру. Очевидно, что проверка слуха у новорожденных и ранняя диагностика помогают как можно раньше предпринять необходимые меры. Когда родители обнаруживают, что их ребенок глухой или слабослышащий, обычно у них возникает много вопросов. Как глухота или тугоухость сказывается на развитии? Как глухие дети овладевают языком? Какое будущее ждет моего ребенка? Кто сможет нам помогать и направлять нас? Большинство родителей не осознают, что у глухих детей сегодня прекрасные возможности. В странах, в которых проводится проверка слуха у новорожденных, есть эффективные методы и все необходимые меры предпринимаются на ранних этапах развития, глухие и слабослышащие дети имеют почти так же шансы развиваться так же хорошо, как их слышащие сверстники. Хотя все зависит от совокупности факторов, польза раннего вмешательства превосходит все ожидания.
Мозг младенца готов к восприятию языка, в какой бы модальности он не поставлялся: в визуальной (жесты) или в аудиальной (устная речь). Дети способны усвоить больше одного языка, даже если эти языки представлены в разных модальностях. Развитие речи, будь то жестовая речь или устная, очень важно для всестороннего развития ребенка. Дети с задержкой языкового развития в раннем возрасте потом очень с трудом наверстывают упущенное. Слуховые и визуальные технологии могут обеспечить по меньшей мере частичный доступ к языку, однако, мы пока еще не знаем, как предсказать, какая технология (например, слуховой аппарат или кохлеарная имплантация) лучше всего подойдет какому ребенку.
Информация о том, что ребенок родился глухим, как правило, для родителей – неожиданность, они не готовы к такой новости. Большинство родителей глухих и слабослышащих детей, рождающихся в Соединенных Штатах, узнают о состоянии слуха их ребенка очень скоро после рождения. Отклонения по слуху обнаруживают у 2-3 малышей на каждую 1000, и в большинстве случаев их родители – слышащие.
Использование комплексных программ детского развития, которое проводят знающие квалифицированные специалисты, конечно, приводят к лучшим результатам у детей, чем когда эти программы и специалисты не доступны. К сожалению, значительное число детей, которые нуждаются в таких программах, не получают их вовремя, а именно – в возрасте 6 месяцев. Многие факторы могут препятствовать тому, чтобы семьи получили эти услуги, но так или иначе, комплексного решения проблемы раннего вмешательства пока нет.
Одна из первоочередных задач раннего вмешательства – обеспечить общение ребенка и родителя. Язык, жестовый или устный, закладывает фундамент для развития критического мышления и усвоения дополнительных языков. Для того, чтобы язык усваивался естественным путем, у ребенка должна быть возможность воспринимать язык через зрение или слух и использовать его регулярно в общении с теми, кто растит ребенка. Исследователи соглашаются с тем фактом, что раннее овладение визуальным (жестовым) языком закладывает основу для лучшего усвоения в последующем письменной речи.
Слышащие члены семьи могут научиться общаться с детьми благодаря поддержке профессионалов, а так же глухих или слабослышащих взрослых. Участие семьи в развитие ребенка, совместно с эффективными программами детско-семейного общения и ранним вмешательством – вот наилучшая гарантия раннего языкового развития.
Семьи с глухими и слабослышащими детьми младенческого и раннего ясельного возраста очень разнообразны. Поэтому сервисы по раннему развитию должны уметь приспосабливаться к потребностям этих семей, учитывать их ресурсы и предпочтения, чтобы обеспечить родителям и их глухим и слабослышащим детям возможность полноценно общаться.
Опираясь на исследования, оценки экспертов и практический опыт мы рекомендуем следующие шаги:
1) Гарантировать применение программ раннего вмешательства и лучших практических методик (включая обучение жестовому языку на ранних этапах становление личности ребенка).
2) Уменьшить вероятность «потери» ребенка между стадиями проверки слуха у новорожденных и включения его в реабилитационные программы.
3) Собрать команду знающих профессионалов (включая глухих и слабослышащих), чтобы обеспечить качество программ ранней поддержки.
4) Обеспечить доступ к технологиям и ресурсам (аудиальным и визуальным) всем детям, вне зависимости от финансового положения, которое обеспечат им максимальный доступ к овладению языком (в том числе и жестовым языком).
5) Развивать сотрудничество между всеми инстанциями, которые обеспечивают поддержку отношений между семьями и детьми и поддержку семей в течении первых лет развития.
6) Обеспечить контроль качества программ раннего вмешательства, корректируя их по итогам контроля детского развития.
Мэрилин Сасс-Лерер,
Профессор Галлодетского Университета,
Перевод – Слава Ясин
От редакции «ВОГинфо.ру»:
Проблема нехватки информации еще более остро стоит перед родителями глухих детей в России. Подчас неожиданно оказавшись в подобной стрессовой ситуации (информация о том, что ребенок глухой, безусловно, всегда является сильным стрессом), они получают однобокую информацию, которая характеризует перспективы малыша только с медицинской точки зрения (как неполноценного члена нормального общества, которого нужно срочно спасать, вытягивая до «нормы»). Часто родители принимают решения о слухопротезировании ребенка (с помощью кохлеарной имплантации), просто не зная о том, что их малыш может вырасти успешным полноценным человеком, при этом будучи глухим.
С этой точки зрения задача общества глухих доносить до широкой общественности максимально полную информацию о глухих людях и их способности успешно интегрироваться в общество и добиваться результатов в избранной деятельности.
Кроме того, невозможно переоценить жизненно важную необходимость освоения жестового языка для глухого ребенка. В России даже не все глухие родители глухих детей осознают эту необходимость. Раннее вмешательство – это не оставлять ребенка без общения, а общаться с ним на наиболее доступном ему языке, русском жестовом языке.