Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Не каждый КИви* умеет говорить на ЖЯ

Семья мальчика с КИ выучила с ним жестовый язык

Пятилетний Джеймс Уэйл продолжает учить жестовый язык, несмотря на то, что ему поставили кохлеарные импланты. Семья мальчика, которая тоже учит с ним жестовый язык, прокомментировала это так: «Он все же глухой, и мы не можем изолировать его от общества глухих, где его будут лучше понимать. Это было бы жестокостью по отношению к нему». Мальчик из Веллингтона (Новая Зеландия) и его семья – редкий случай. Они из числа тех, кто и после КИ продолжает пользоваться жестовым языком.

Джеймс Уэйл может говорить на жестовом не хуже, чем любой другой ребенок его возраста, хотя иногда позволяет рукам придумывать новые жесты. Джеймс оглох еще младенцем, после того, как переболел менингитом. Несмотря на то, что мальчик может слышать благодаря двусторонней кохлеарной имплантации, его мать Кэйти Льюд говорит, что очень важно научить сына жестовому языку.

Однако, цифры говорят о том, что многих родителей КИ-имплантированных детей нисколько не волнует, что их дети совсем не знают жестовый язык. Перепись 2013 года показала, что жестовый язык под угрозой: по сравнению с данными 12-летней давности, его использование сократилось на четверть. Это снижение особенно отчетливо видно в подростковой среде.

Причины этого до конца не ясны, но Рашель МакКей из Университета исследования глухоты в Виктории считает, что на это могли повлиять следующие факторы: повышение числа кохлеарно-имплантированных среди детей, упадок в школах для глухих, а также выбор взрослых не в пользу изучения жестового языка. Это снижение началось несмотря на высокий интерес общественности к жестовому языку и большой спрос на него в 2006-м, когда его признали национальным языком. «Признание жестового языка национальным не всегда приводит к увеличению числа людей, его изучающих», – замечает доктор МакКей.

Жестовый язык не исчезнет до тех пор, пока будут глухие люди, желающие общаться, но глухие опасаются за размеры и силу своего сообщества в будущем. На данный момент из 20 235 КИ-имплантированных, те, кто знает жестовый язык, в большинстве случаев выучили его для общения с глухими членами семьи или товарищами.

Но если лишь малая часть глухих людей учит жестовый, скоро будет очень мало людей, которые смогут научить этому языку новое поколение глухих детей. «У немногих языков есть проблема передачи языка между поколениями. Но в случае с жестовым языком – это реально тяжело сделать», – объясняет доктор МакКей..

Мисис Льюд говорит, что учить жестовый язык – процесс долгий и трудный, особенно когда у тебя трое маленьких детей. Она и ее муж Джон Уэйл посещали вечерние занятия целых три года, и теперь стараются передать эти знания своим троим детям. «Это тяжело еще и потому, что нет таких курсов, куда все члены семьи могли бы приходить и учиться вместе».

Теперь, когда вся семья может более менее свободно общаться на жестовом языке, сестра Джеймса Милли особенно этому рада. Джемс, пользуясь своими имплантами, предпочитает говорить, для него жестовый язык оказывается полезным в воде или в шумных местах, где его импланты сбиваются от разнообразных звуков. Семье Уэйлов повезло, что они живут в Веллингтоне, столице Новой Зеландии, где сообщество глухих растет, в отличие от многих других мест, и где есть курсы жестового языка. Это можно назвать общемировой тенденцией – что глухие переезжают в крупные города в поисках возможностей получить образование, влиться в сообщество глухих и вообще самореализоваться.

«Возможность выучить жестовый язык у нашей семьи появилась благодаря Университету Виктории, который выпускает в год порядка 80 студентов – специалистов по жестовому языку», – говорит Мисс Льюд.

Источник

ПереводСлава Ясин


*Kiwi – «Киви» Новозеландское неформальное обозначение КИ-имплантированых

Добавить комментарий