Антон Степанов – украинский студент и разработчик устройства EnableTalk, – перчаток, которые помогут осуществлять автоматический перевод с жестового языка. Этот проект выиграл на международном конкурсе Imagine Cup в Австралии и попал в шорт-лист американского журнала Time, как одно из лучших изобретений 2012 года. Мы решили взять у Антона интервью специально для ВОГинфо.ру.
«ВОГинфо.ру»: Антон, расскажи, связывает ли тебя что-то с миром глухих, почему ты занялся этим необычным проектом?
Антон Степанов: На тот момент, когда я взялся за разработку, ни о мире глухих, ни о языке жестов я почти ничего не знал. Дело в том, что в академии проекты, которые предлагают для разработки студентам, как правило, социальной направленности. Это дает дополнительную мотивацию, ведь студент не только реализуется как профессионал, но и пытается сделать, что то действительно полезное. Приятно, что твоя работа – не абстрактное задание, а то, что может помочь людям решить их проблемы. В одном из таких проектов мне и посчастливилось поучаствовать с идеей моего научного руководителя, Самойленко Дмитрия Евгеньевича. Для меня эта идея была в первую очередь вызовом. Мне пришлось изучить очень многое – электронику, ряд технологий по программированию, математические методы анализа и еще много всего.
С чего ты начал?
Первые шаги вылились в написание программы, которая могла распознавать потоком фигуры, нарисованные мышью: круги, квадраты, треугольники. То есть для распознания не обязательно было делать паузы между рисованием фигур, ведь в жизни человек не замирает после каждого жеста, чтобы подождать, пока его собеседник воспримет показанное. Но жест имеет пространственное измерение и, естественно, требовалось нечто большее, чем эта программа. Поиск подходящего устройства, способного получать сигналы по жестам рук, не дал ожидаемых результатов. Сперва думали использовать игровые перчатки или что-то подобное, однако все найденные устройства были ограничены в тех или иных возможностях, как правило, это было недостаточное количество датчиков.
Ты изучал опыт зарубежных коллег? Ведь проекты, связанные с распознанием жестов, уже появлялись.
Да, мы с моим преподавателем Дмитрием Евгеньевичем обсуждали разные подходы. Были проекты, которые распознавали жесты по видео, например Майкрософт Киннект, где видеокамера использовалась в совокупности с тепловой камерой. Тепловая камера определяет тепло, излучаемое от объектов, попавших в кадр, так человеческое тело излучает тепла больше чем воздух, за счет чего существует возможность отделить силуэт пользователя от фона. Но хотелось сделать именно мобильное устройство, которое бы не было привязано к стационарно установленным камерам. Перчатки тоже пытались использовать и раньше, например, был проект AcceleGlove, но они тоже не зашли далеко. Как видно даже из названия, перчатка основана на акселерометрах, однако, по моему убеждению, для нормального распознавания одних акселерометров недостаточно. Были и другие перчатки, но они распознавали только сгибания пальцев.
А по каким параметрам фиксирует жест твоя перчатка?
В моей перчатке есть компас, гироскоп, акселерометры и датчики изгиба. С каждого датчика выводится свой график, программа сверяет графики и распознает жест.
Ты выучил язык жестов?
Для начала я выучил несколько фраз по видеоурокам, не много, порядка двенадцати. Это было необходимо, чтобы тестировать систему. На данном этапе я пытаюсь усовершенствовать перчатку, чтобы она точнее захватывала жесты, поэтому не погружаюсь в языковые детали. Но время для этого придет.
Прототип, над которым я сейчас работаю, будет значительно превосходить разработку, демонстрировавшуюся на конкурсе ImagineCup. Когда этот инструмент будет готов, можно дать возможность сторонним разработчикам работать с ним, писать дополнительные программы и, конечно же, пытаться справиться с лингвистическими проблемами распознания языка жестов.
Ты будешь в этом участвовать?
Конечно. Но это произойдет на этапе, когда (а) будет готов прототип и его точность будет достаточной, (б) прототип будет обладать необходимым встроенным ПО, ведь многие вычисления будут происходить именно внутри перчаток – это тоже проблема, которая пока не может быть решена в полной мере, (в) когда будет отлажен алгоритм распознавания любых жестов.
Что думают о твоей разработке люди из мира глухих? Ты общался с кем-нибудь?
У меня был опыт общения с глухой девушкой, когда украинское телевидение стало снимать сюжет о перчатке, они сделали целую инсценировку, якобы девушка смогла признаться в любви слышащему парню с помощью перчатки. Сюжет был очень позитивный, местами даже чересчур. А вот в Британии, наоборот, в студию пригласили эксперта из Британской Ассоциации глухих, и он сказал, что глухие не нуждаются ни в каких приспособлениях, они прекрасно себя чувствуют и так. Мол, мы не должны ни под кого подстраиваться. Потом, правда, мне приходили письма, люди писали, чтобы я никого не слушал и продолжал работу.
Твои исследования финансируются какими-нибудь фондами?
Нет, на данной стадии разработки особых инвестиций не требуется. У меня есть неплохая работа, которую удается совмещать с исследованиями. Знаешь, сколько нужно профессиональных разработчиков, чтоб осуществить такой проект?
Боюсь подумать…
Нисколько. Нужна пара маньяков, которые не из-за денег будут днем и ночью жить проектом. У Google есть маньяки, которых они даже домой выгнать не могут с работы. Таких маньяков тяжело искать, но единомышленники всегда тянутся друг к другу.
Что ж, удачи! Мы с нетерпением ждем появления нового прототипа.
Беседовала Марина Потапова