7 августа в Общественной палате РФ состоялось заседание, на котором обсудили ситуацию, складывающуюся на рынке труда для людей с инвалидностью.
Заседание вызвало небывалый ажиотаж. В зале, фигурально выражаясь, яблоку негде было упасть: были представители органов власти, служб занятости населения, НКО, работодателей. От ВОГ участие приняли и.о. президента Александр Качергис и начальник отдела образования и трудоустройства Дмитрий Алексеевских.
Модераторами заседания были председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок и председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая.
На заседании поднимались важные вопросы, связанные с трудоустройством лиц с инвалидностью, проблемы, которые возникают в этой сфере, а также предлагались способы их решения.
«Мы решили поднять тему трудоустройства людей с инвалидностью более масштабно, чтобы обсудить и в рамках резолюции связать те механизмы, которые еще до конца не связаны, и указать, какие меры поддержки должны предлагаться нами на будущее», – заявила Наталья Починок,
На круглом столе в том числе оценили меры по трудоустройству, принятые ранее. Сделано было много, но нельзя, конечно, сказать, что планы реализованы полностью. Так, задача трудоустроить людей с инвалидностью трудоспособного возраста не решена в полной мере. Квотирование рабочих мест для инвалидов практически не работает, хотя представители органов власти озвучивают весомые цифры трудоустройства в рамках квотирования. Также эксперты и общественники говорили, что на открытом рынке труда людям с инвалидностью предлагают зачастую низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу.
«К сожалению, проблемы остаются. Например, в 2018 году из 440 тысяч квотированных рабочих мест для инвалидов занято только 308 тысяч. То есть места остались неиспользованными», – сказала Диана Гурцкая, пояснив, что это происходит и по вине работодателей, и из-за того, что зачастую инвалиды отказываются от предлагаемой работы из-за низкой оплаты труда.
Заместитель директора департамента занятости населения Минтруда России Олег Губарев представил данные мониторинга: на конец 2019 года общая численность инвалидов трудоспособного возраста, по данным Пенсионного фонда, составляла 3 млн 456 тысяч человек.
«Численность работавших инвалидов на конец 2019 года составляла 923 тысячи человек, или почти 27 процентов от общей численности инвалидов трудоспособного возраста», – сообщил он.
Олег Губарев рассказал, что за первое полугодие 2020 года за содействием в поиске подходящей работы в органы занятости обратилось 80,7 тысячи инвалидов, из них были трудоустроены 27 тысяч человек.
Говорилось на заседании и о том, что работающим людям с инвалидностью необходимо сохранять индексацию пенсии и социальные выплаты.
Поднимались также вопросы о мерах поддержки предпринимателей-инвалидов.
Отмечено, что профессиональное образование получает лишь малая часть лиц с инвалидностью. Причин много, одна из них – трудности доступа к образованию для лиц с инвалидностью. Говорилось о важности контакта между работодателем и образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования: точечная подготовка специалистов.
В конце заседания ОП РФ в ходе обсуждения проблем, поднятых выступающими, слово взял и.о. президента ВОГ Александр Качергис. Он в своем выступлении сделал акцент на том, что многие причины проблем в трудоустройстве лиц с инвалидностью кроются в образовании. Образование человека с инвалидностью – фундамент для успешного трудоустройства. Но о каком фундаменте может идти речь, если образование детей с нарушениями слуха очень слабое, неслышащие выпускники школ имеют низкие показатели по ГИА и ЕГЭ. Одна из причин – в том, что в образовании детей с нарушениями слуха не определены роль и место русского жестового языка. Хотим мы этого или нет, но РЖЯ – это не только язык общения детей с нарушениями слуха, но и тот язык, через который они осваивают окружающий мир. А ведь уроков РЖЯ в школе нет, дети ему учатся спонтанно, «в коридорах». Очень немногие школы, которые обучают неслышащих детей, вводят факультатив по изучению РЖЯ. Необходимы исследования роли РЖЯ в развитии образования детей с нарушениями слуха, важно более эффективно использовать РЖЯ в обучении детей с нарушениями слуха.
Также Александр Качергис заявил о том, что на базе региональных отделений ВОГ можно и нужно создать службы социальной помощи людям с нарушениями слуха, которые при господдержке взяли бы на себя часть функций социального обеспечения. А это позволит создать около тысячи рабочих мест для глухих и слабослышащих.
Еще Александр Качергис отметил необходимость государственной поддержки предприятий общественных организаций инвалидов. Такая поддержка позволит предприятиям быть на плаву, решать вопросы своего развития, обучать и трудоустраивать людей с инвалидностью. Одна из причин, почему порой инвалиды не идут работать – потеря надбавки к пенсии в виде социальной выплаты, что также бьет по карману. Александр Витасович предложил не отбирать ее, а оставлять, что подтолкнет инвалидов к трудоустройству. Прозвучал еще ряд предложений, которые найдут отражение в разрабатываемой Концепции.
Все предложения будут отражены в резолюции ОП РФ, которую подготовят для Правительства России.