Калужское РО ВОГ неоднократно просило ВРИО губернатора Калужской области Владислава Валерьевича Шапшу встретиться и обсудить проблемы глухих и слабослышащих жителей региона, а также предложить возможные пути их решения. Однако в связи с введенным в регионе режимом повышенной готовности из-за пандемии коронавируса нас перенаправили в Министерство здравоохранения.
17 апреля председатель РО ВОГ встретилась с и.о. министра Н.В. Огородниковой, озвучила проблемы глухих в медицинской сфере, а также выразила опасения по работе с глухими в период пандемии. На встрече были обсуждены варианты решения проблем, которые было обещано реализовать.
Повторная просьба к ВРИО губернатора с просьбой организовать встречу ожидает своего решения…
Здесь же коротко изложим то, о чем хотели рассказать.
Итак, с какими новыми трудностями столкнулись глухие жители Калужской области в период пандемии?
Проблемы в повседневной жизни у глухих были всегда, но в период пандемии и всеобщей самоизоляции эти проблемы стали намного острее и появились новые.
Так, например, дефицит переводчиков РЖЯ в настоящее время привел к тому, что глухие региона остались практически без этих специалистов. Почему? Переводчики работают по договорной основе в рамках реализации государственного контракта, в котором четко прописано, что услуга оказывается непосредственно получателю и в том месте, где перевод необходим. Таким образом никакие телефонные звонки, консультации и пр. переводчикам не оплачиваются. А в нынешний период повсеместных нерабочих дней переводчики и вовсе остались без средств к существованию. В Калуге двое из троих переводчиков снимали жилье, за которое им нечем стало платить, и они были вынуждены уехать к родственникам в районы. Таким образом, город с численностью глухих более 600 человек (по сводным данным Калужского РО ВОГ) остался с одним-единственным специалистом.
Ладно, сидим дома, самоизолировались и смотрим телевизор, а что там? На местном телеканале говорят о важности соблюдать режим, следить за своим здоровьем и в случае выхода на улицу использовать средства индивидуальной защиты, ну а если у вас поднялась температура или вы почувствовали себя плохо, то необходимо срочно звонить(!) и вызывать врача на дом, если же у вас вопросы по коронавирусной инфекции то в регионе есть горячий номер *040, позвонив туда (опять же), вы получите ответы на все ваши вопросы. Но вот незадача, как же быть глухому человеку, который почувствовал недомогание? Звонить? А как? Просить родственников, а если среди них нет никого, кто слышит? А если глухой живет один, и он в группе риска, будучи старше 65 лет? А если это еще и слепоглухой?!
В регионе отсутствует элементарная функция вызова скорой помощи посредством СМС-сообщений. Раньше глухой, почувствовав недомогание, бежал в офис Общества за переводчиком, чтобы пойти с ним в больницу, или просил кого-то из соседей позвонить. Та же ситуация и с другими экстренными службами, в случае пожара или утечки газа: что делать? куда бежать?
А рассмотрим ситуацию с глухим, у которого подтвердился COVID-19: придут к нему медики в химкостюмах и медмасках… Как они будут общаться? Как глухой поймет то, что от него требуется сделать, и т.д.? Позовут переводчика и попросят нарушить самоизоляцию? Или же додумаются до видеосвязи с ним и попросят бесплатно поработать?
Ну это в худшем случае. Вернемся к другой стороне нашей жизни – образованию. А что с ним не так? Все школы массово и в срочно-обморочном порядке перешли на дистанционный формат обучения и что из этого выходит? Озвучим основное:
– На онлайн-уроках по видеосвязи с глухими детьми педагог ведет урок устно, следовательно, дети не понимают его, т. к. видеосвязь нечетко передает движения губ и т.д.
– Хорошо, если школа специализированная и позаботилась, чтобы на уроках присутствовал переводчик РЖЯ, но скорость интернета оставляет желать лучшего и видео с переводчиком искажается – становится непонятно, о чем идет речь. А если переводчик один на всю школу?
– В профессиональных образовательных учреждениях в общих потоках студентов преподаватели порой забывают про существование в группах глухих студентов и отправляют задания и комментарии к ним в виде аудиосообщений.
– Ну а если семья глухих и их слышащий/слабослышащий ребенок учится в обычной общеобразовательной школе? Ребенку дистанционное обучение особых проблем не доставит, но вот как быть родителям?!
Появился большой объем очень интересных онлайн-проектов, таких, как виртуальные музеи, видео-уроки, лекции, мастер-классы, но все они недоступны глухим из-за отсутствия текстового сопровождения, субтитров и перевода на РЖЯ.
Организации социального профиля, в которые глухие постоянно обращаются за помощью, перешли на работу по телефону, т.е. открыт телефон горячей линии, на который можно позвонить по любому возникшему вопросу или получить услугу. Но как быть глухому, ведь на телефон горячей линии сообщение не напишешь, а переводчикам телефонное обслуживание не оплачивается?!
Так же и с доставкой продуктов первой необходимости и медикаментов: вроде услуга есть, но глухим недоступна.
Таким образом, многие глухие оказались не просто в самоизоляции, а в полной изоляции и информационном вакууме, и это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются глухие жители не только Калужской области, но и России.
Как это можно решить?
- Организовать приём смс-сообщений экстренными службами.
- Видео-экскурсии, лекции и мастер-классы сопровождать субтитрами и переводом на РЖЯ.
- Местные новости, экстренные сообщения и выступления главы региона сопровождать субтитрами (бегущей строкой) и переводом на РЖЯ.
- Организовать в регионе диспетчерскую службу для глухих, в которой будут работать специалисты, которые владеют РЖЯ и будут помогать глухим в вызове экстренных служб, звонках по различным вопросам и оказывать консультационную помощь – с какой проблемой куда обращаться.
- Аудиоинформацию дублировать визуально или текстовым сообщением.
Это базовый минимум, актуальный для региона, осуществление которого улучшит качество жизни глухих и слабослышащих Калужской области.
Юлия Морозова,
председатель Калужского РО ВОГ