В Мордовии продолжается реализация грантового проекта.
В команде проекта “Жестовый язык – родной и необходимый…”, который финансирует Фонд президентских грантов, изначально было запланировано участие преподавателя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования “Детская художественная школа № 4”, Светланы Васильевны Кухар, с которой мы дружим уже не первый год. Помощь ее требовалась сразу по двум направлениям: проведение четырех мастер-классов по изобразительному искусству для 10 ребятишек 1-4 классов Саранской общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушением слуха; и оформление рисунками двух мордовских сказок на жестовом языке, которые, безусловно, будут интересны не только детям, но и взрослым, интересующимся жестовым языком, далеко за пределами родной Мордовии…
Без сомнения, первый мастер-класс по ИЗО удался на славу! Фотографии и видео показывают, насколько увлечены были ребята, погружаясь в мир красок, насколько усердно, с удовольствием они учились рисовать подводный мир… А результаты – отличные же, правда?
Вероятно, неслышащим будет интересно почитать, как нас воспринимают нормально слышащие люди, мало знакомые с глухими и слабослышащими, инвалидами с детства. Вот что рассказала о прошедшем мероприятии сама преподаватель живописи.
“Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить и рисовать. Но очень часто им не с кем играть. Потому что еще совсем маленький неслышащий малыш пока не говорит. И вместо такой же речи, как у нас всех, первые его звуки и слова поймет далеко не каждый, к тому же он иногда пользуется жестами, которые не знаем уже мы, те, кто нормально слышит… Маленький словарный запас не позволяет ему пока понимать обращенную к нему речь. То есть, общение наше – очень затруднено с обеих сторон… Наша преподавательская задача – помочь таким детям познавать окружающий мир и приобщать к нему всеми возможными средствами… А смотрят глухие малыши на мир, широко распахнув глаза, ведь для многих из них вся информация извне поступает только через этот орган чувств, визуально…
Ребята очень любят рисовать, яркие цвета вызывают у них позитивное отношение к миру. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни такого ребенка, и развитие творческой фантазии им особенно необходимо. И именно изобразительная деятельность помогает ребенку в любом возрасте.
На мастер-классе, посвященном подводному миру, неслышащие дети с огромным удовольствием использовали яркие чистые цвета. Им всё было интересно, всё способствовало вдохновению: палитры, разнообразие кисточек, гуашь, бумага. Не слыша, дети тем не менее очень хорошо воспринимали эмоции преподавателя, четко повторяли показанную им задачу. Несмотря на то, что ребята, вроде бы, выполняли одинаковые указания преподавателя, у каждого из них получались свои, разнообразные оттенки, и интенсивность красок тоже была разной. Удовольствие они получали даже от простого смешивания цветов на палитре. Работы получались радужные, наполненные теплом и детской непосредственностью.
Подводный мир на работах словно оживал под кистью ребят. Плавные растяжки цветов, состоящих из холодного колорита, делали героев этого сюжета более яркими. Главным героем работы, безусловно, у всех была рыбка. Она, как героиня волшебной сказки, плывёт у них по водным просторам синего моря. Саму рыбку ребята нарисовали теплыми цветами – для создания контраста работы в целом.
Интересно было наблюдать за ребятами, получающими огромное удовольствие от самого процесса работы. Мастер-класс получился удивительно эмоциональный и тёплый по своему содержанию.
Работая с ребятами, я лишний раз убедилась, насколько это важная и нужная работа – приобщать их к искусству, развивать внутренние творческие способности. Тем более у неслышащих ребят…
Встреча по ИЗО получилась интересной и познавательной не только для глухих детей – много положительных эмоций получила я сама… ”
Мордовское региональное отделение Всероссийского общества глухих искренне благодарит Светлану Васильевну за отличный мастер-класс, за праздничное настроение, которое надолго сохранилось у ребят!..
Светлана Кухар