22 мая на юге Москвы, в Ресурсном центре поддержки людей с мультисенсорными нарушениями и их семей “Ясенева поляна”, состоялось очередное заседание Дискуссионного клуба Академии “Со-единение”. На сей раз темой дискуссии стал “Русский жестовый язык в образовании детей с нарушениями слуха: проблемы и пути решения”.
На встречу пришли “болеющие” за свое дело люди, что сделало дискуссию интересной. В числе приглашенных были доцент МГПУ Елена Соловьева, заведующая лабораторией русского жестового языка РГСУ Валентина Камнева, педагоги Надежда Чаушьян, Людмила Жадан, Виктория Томсон и другие. Также были приглашены руководители общественных организаций: ВОГ, АНО “Я понимаю”, АНО “CODA Russia” и ОПЖЯ. Мероприятие модерировала Лидия Фролова, директор данного Ресурсного центра.
Многие наши читатели знают, что фонд “Со-единение” занимается проблемами и реабилитации слепоглухих люде. А жестовый язык — важный инструмент в образовании слепоглухого ребёнка, это одна из немногих возможностей, которые позволяют ему общаться и получать информацию.
Но в системе образования РФ его роль практически не прописана, да и отношение к нему зачастую негативное. Государственной системы подготовки переводчиков ЖЯ практически нет. То, что сейчас имеется – это результат недавних усилий общественных организаций. Педагогов, специализирующихся на работе с глухими, обучают жестовому языку наспех, как итог – число педагогов, владеющих ЖЯ, до сих пор крайне невелико.
На мероприятии выступил вице-президент ВОГ Николай Чаушьян. Он напомнил, что многие вопросы, которые сейчас обсуждаются, поднимались еще в 2000-х годов. Именно тогда в системе ВОГ был создан Департамент ВОГ по развитию и исследованию жестового языка. Началась активная работа по признанию русского жестового языка на государственном уровне, впоследствии вылившаяся в ФЗ №296-ФЗ, попросту говоря – Закон о русском жестовом языке. Николай Чаушьян отметил, что образование должно быть приоритетным направлением деятельности ВОГ. Также он выразил надежду, что многие поднятые вопросы совместными усилиями энтузиастов, общественности и ВОГ будут решены.
Дискуссия была увлекательной и горячей – градус споров порой зашкаливал. Но, в конце концов, все пришли к некоему компромиссу. Нужно углубить работу с нормативными актами, проводить лингвистические и педагогические исследования на предмет проблем в освоении РЖЯ, развитии билингвизма, влиянии ЖЯ на развитие ребенка в разных направлениях.
Кроме этого, решением руководства площадка Академии “Ясенева поляна” будет предоставлена заинтересованным общественным организациям, к примеру, АНО “Я понимаю”, “CODA Russia” и др. – в их планах исследования раннего развития глухих и слабослышащих детей с использованием РЖЯ. Ещё было обозначено, что перспектива такого сотрудничества поможет в проведении ряда исследований влияния русского жестового языка на развитие личности, интеллекта и коммуникабельности ребенка.
Получить полную информацию о событии вы можете на странице раздела Дискуссионного клуба на сайте “Ясенева поляна”: https://deafblindacademy.ru/club/34-diskussionnyj-klub-otkrytye-materialy/211-russkij-zhestovyj-yazyk-v-obrazovanii-detej-s-narusheniyami-slukha-problemy-i-puti-resheniya-zasedanie-diskussionnogo-kluba-akademii-so-edinenie
Фото ресурсного центра
“Ясенева поляна”