30 ноября этого года закончился срок реализации проекта “Подготовка тьюторов с ограниченными возможностями здоровья по слуху”, целью которого было внедрить в учебный процесс новую методику преподавания, где новый материал объясняет глухой тьютор. В ходе реализации проекта коллективом преподавателей технического вуза (КНИТУ-КАИ) для тьюторов были подготовлены учебно-методические комплексы (текст лекций и презентации) по техническим дисциплинам, созданы аудио- видео словари жестов, оттитрованы (адаптированы) обучающие фильмы по высшей математике, химии, физике, обучены тьюторы ведению практических занятий и лекций по готовым УМК.
Данный проект имел не только практическую направленность. В его основе лежала идея социальной адаптации людей с ограниченными возможностями по слуху.
Сегодня, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что польза глухих тьюторов на занятиях бесспорна.
Работа над проектом обнаружила следующие проблемы. С одной стороны, преподаватели, готовя глухих тьюторов к ведению занятий, столкнулись с тем, что глухой человек – это носитель иной культуры, соответственно и подходы к обучению нужны иные. С другой стороны, неслышащим людям очень сложно преодолеть себя и выбрать такую непростую публичную профессию, где они вынуждены общаться не только с глухими, но и cлышащими людьми. Глухой тьютор должен преодолеть социальную робость и научиться быть толерантным не только к глухим, но и слышащим, научиться быть ответственным за качество обучения.
Несмотря на то, что целевая группа проекта небольшая, решаемые задачи чрезвычайно актуальны, так как все большее количество людей с ограниченными возможностями хотят получить высшее образование и быть хорошими специалистами.
Использованная методика показала свою эффективность в ходе проведения занятий на базе казанского учебно-методического и научного центра (КУИМЦ) КНИТУ-КАИ. Данный метод обучения особенно эффективен там, где обучается не один неслышащий среди обычных студентов (в этом случае неусвоенный материал одним студентом не будет выявлен преподавателем), а где основной состав студентов имеют проблемы со слухом. Эффективность в данном случае нами была оценена по следующим показателям: посещаемость, успеваемость, заинтересованность (обратная связь с тьютором).
Эту методику мы уже можем предложить преподавателям и учителям специализированных школ, сузов, вузов. Так, 7 декабря 2018 г., состоится методическое совещание преподавателей КУИМЦ и преподавателей Казанского авиационного колледжа по передаче опыта ведения занятий и подготовке тьюторов.
На базе КУИМЦ прошли обучение первые тьюторы. Они провели свои пробные занятия, обменялись впечатлениями и, очень надеемся, что все они в последующем смогут устроиться в образовательные учреждения. Мы закрываем проект, но продолжаем работать и надеяться, что образование для людей с особыми потребностями станет более доступным, в том числе и благодаря тьюторам.