25 августа в Музее современного искусства “Гараж” в рамках публичной программы к выставке “Безграничный слух” выступил с лекцией о творчестве глухих художников главный редактор журнала “В едином строю” Виктор Паленный.
Как известно, Музей “Гараж” уже несколько лет активно акцентируется в своей повседневной деятельности на работе с посетителями с инвалидностью, и большей частью – на глухих и слабослышащих. Список мероприятий для таких посетителей постоянно расширяется, организуются экскурсии и детские мастерские, переводятся различные образовательные лекции. Была обучена и выпущена группа глухих экскурсоводов; в рамках их подготовки Виктор Паленный читал им курс лекций про глухих художников.
Этим летом, в год 10-летнего юбилея Музея, состоялся новый вклад в развитие и распространение среди слышащих современной культуры глухих: стали доступны фильмы с субтитрами в летнем кинотеатре “Гаража”; были презентованы представления, или литературные шоу, в стиле слэма на русском жестовом языке; на новой, самой крупной в России, детской площадке в Парке Горького стараниями менеджера инклюзивного отдела Людмилы Лучковой реализовали идею установки стенда с дактилем РЖЯ.
А среди выставок нового сезона впервые представили экспозицию, полностью посвященную теме слуха и звукового восприятия, – “Безграничный слух”. Магистральный вектор – концентрация на различных состояниях глухоты, которые в то же время отражены в тех или иных видах слухового восприятия: тактильном, визуальном или воображаемом. Поэтому лекция Виктора Паленного вступила в тематическую перекличку с этим лейтмотивом.
И свое выступление лектор начал с перечисления тех художников США и Великобритании, которые стремились в художественной форме описать свой опыт “слышания”, метафорически отрефлексировать его – через запись на бумаге, холсте, видео.
Одна из самых известных саунд-художников – глухая Кристина Сун Ким, родившаяся в Калифорнии. Ее рисунки, прозванные “сейсмической каллиграфией”, соединяют вибрации с визуальными эффектами. И при их создании Ким использует вибрации сабвуфера, которые схожи с теми, что звучат и на выставке “Безграничный слух”. Выбрав звук как художественное средство, она погрузилась в освоение музыки через свои ощущения и позже стала с удивлением замечать, что жестовый язык и музыка чем-то похожи. Ноту в музыке нельзя целиком отразить на бумаге, а жестовый язык, как и ноты, не является одномерным или постоянным; небольшие изменения влияют на общий смысл и жестов, и звуков.
Кристина старается донести до аудитории главную идею: не только слабослышащие могут общаться на жестовом языке, не только слышащие – заниматься музыкой.
Такие художники – которые заходят “на поле” слышащих – появились недавно, им предшествовали те, чьи работы аккумулировали в себе жизненный и культурный опыт глухих в широком смысле. Паленный провел также экскурс в историю глубиной более чем 500 лет, начав с глухого миланца Кристофоро де Предиса, с которым общался сам великий Леонардо да Винчи. Не случайно в “Трактате о живописи” гений Возрождения рекомендовал художникам наблюдать и учиться у глухонемых, искусных в передаче мыслей через мимику и жесты.
Кристофоро де Предис и испанец Хуан Фернандес де Наваррете по прозвищу Эль Мудо пользовались в общении жестами и, что любопытно, являлись грамотными и образованными, хотя первые успехи основателя сурдопедагогики Педро Понсе де Леона были еще впереди.
В 1786 году глухой скульптор Клод-Андре Десен создал бюст любимого учителя – аббата де л’Эпе. Воспитанник Парижского института глухонемых Фредерик Пейсон в 1839 году изобразил “Последние минуты аббата де л’Эпе”, а также создал “Портрет аббата Сикара”.
Шарль Мари Феликс Мартин (1844–1916), бывший ученик того же института глухонемых, является автором большого скульптурного памятника аббату де л’Эпе во дворе этой школы в Париже.
Дактильные слова и фразы появились в незаурядных работах американского художника Морриса Бродерсона (1928–2011).
Тему глухоты иногда поднимал в своих произведениях выдающийся скульптор Ньюэлл Хиллис Арнольд (1906–1988): например, в работе для Центрального института глухих в Сент-Луисе “Ученики” (1975) изображена мать, которая обучает ребенка произношению звуков, прикладывая одну его руку к своему горлу, а другую прижимая к горлу ребенка.
Но все эти и другие мастера изобразительного искусства, упомянутые в докладе, не выделяли глухоту как главный фактор своей идентичности.
Предпосылкой для появления действительно “глухого” искусства, проистекающего из личного самосознания и рефлексии, стало признание жестовых языков. И особую роль сыграло творчество художницы Бетти Миллер, чьи “протестные” работы начала 1970-х наделали много шума в Галлодетском университете.
На примере работ ведущих представителей движения глухих художников De’VIA (Deaf View/Image Art) – Чака Бэйрда, Гарри Уильямса, Энн Сильвер, Сьюзен Дюпор, Нэнси Рурк, а также русского Александра Мартьянова – лектор раскрыл тематическое содержание и формальные элементы их творчества, которые работают на расшифровку заложенных в нем “месседжей”, а также показал, как эти художники исследовали последовательность ситуаций, связанных со слухом или его отсутствием.
Тамара Шатула
Видео: Роман Парфенов