Очередное мероприятие по профориентации старшеклассников с нарушениями слуха – практическая профориентационная программа “Лестница в профессию” – провели 14 апреля.
Организаторами мероприятия выступили Всероссийское общество глухих, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) и Колледж автоматизации и информационных технологий №20 (КАИТ №20) при поддержке Департамента образования города Москвы.
Подобное мероприятие ВОГ в Москве проводит не первый раз. Каждый раз – на новой площадке для того, чтобы в непринужденной творческой обстановке неслышащие школьники, родители могли познакомиться с той или иной образовательной организацией профессионального среднего или высшего образования. На этот раз профориентационное мероприятие прошло в КАИТ №20. Данный колледж со следующего учебного года планирует набирать глухих и слабослышащих абитуриентов на обучение профессиям фотограф и графический дизайнер. Надо уточнить, что КАИТ №20 имеет опыт обучения студентов с нарушениями слуха по программе профессионального образования “Техника и искусство фотографии”.
Главной задачей мероприятия являлось информирование неслышащих школьников и их родителей о том, что доступность образования демонстрируется не на словах, а на практике. Изюминкой было то, что школьники могли сами выстроить линейку своего образования по формуле: школа-колледж-университет.
Для школьников и их родителей был организован увлекательный квест по профессиям, которым обучают неслышащих в московских колледжах и вузах. Ребята поучаствовали в 10 мастер-классах, позволяющих получить представление о профессиях. Свои мастер-классы по профессиям представили московские колледжи №№ 20, 23. 24, Образовательный комплекс “Юго-Запад” и МГППУ. Школьники смогли погрузиться в мир профессий, познакомиться с перспективными в будущем профессиональными компетенциями, попробовать свои силы в той или иной специальности.
По окончании мероприятия им выдали Паспорт почетного абитуриента, который будет учитывать приемная комиссия каждой профессиональной образовательной организации. Паспорт дает приоритетное право при поступлении в учебные заведения из числа тех, что проводили мастер-классы и викторины на мероприятии. Для родителей было организовано психолого-педагогическое консультирование.
Также на мероприятии группа компаний “Исток-Аудио” представила свои услуги по слухопротезированию и собственную продукцию: слуховые аппараты, технические средства обучения для глухих и слабослышащих.
Неожиданно ярко прошел круглый стол “Профессиональное образование и трудоустройство молодых людей с нарушениями слуха”, в котором приняли участие руководители ВОГ, родителей детей с нарушениями слуха, представители Департамента образования города Москвы, службы занятости Москвы. Также своим опытом поделились педагоги из профессиональных организаций среднего профессионального и высшего образования.
Участники живо и бурно обсуждали наболевшие вопросы профессионального образования лиц с нарушениями слуха, временами переходя на повышенные тона и экспрессивные жесты. И все потому, что в нем, кроме сотрудников системы образования и чиновников, приняли участие глухие родители глухих детей, глухие преподаватели, глухие мастера своего дела. Остро прозвучала тема качества перевода на РЖЯ в образовании.
На круглом столе
На тему качества перевода РЖЯ в образовании выступили сурдлимпийская чемпионка, мать глухого ребенка Екатерина Савченко и лидер Объединения родителей детей-инвалидов по слуху Москвы Елена Лапенкова. Их выступления поддержала в дискуссии начальник орготдела и заместитель председателя МГО ВОГ Галина Гаврилова. Они акцентировали внимание на роли РЖЯ в образовании глухих и в то же время отметили недостаточную квалификацию переводчиков.
Кстати: здесь вы можете посмотреть видеоролик, в котором Екатерина высказывает свое мнение.
Вице-президент ВОГ Станислав Иванов напомнил, что ВОГ не первый год добивается от Минобрнауки России внятного документа о механизме предоставления переводческих услуг для неслышащих в образовательном процессе, а также о повышении статуса профессии “переводчик русского жестового языка”. И эту работу ВОГ доведет до конца. Но важно, чтобы в образовательном процессе были созданы все условия для доступности образования неслышащему человеку. Здесь речь не только о переводчиках РЖЯ, но и о наглядной подаче материала, сопровождении устной информации текстовой, использовании специальных технических средств, которые позволяют неслышащему студенту воспринимать учебный материал в полном объеме.
Известный сурдопедагог Ирина Соловьева указала на то, что есть и вина родителей глухих детей, которые не внимательно относятся к тому, что прописывают в ИПРА. Важно, чтобы родители следили за тем, чтобы в ИПРА было прописано об особых условиях обучения ребенка с нарушениями слуха. Если такое прописано будет, то тогда не будет проблем с предоставлением переводчика РЖЯ в образовательном процессе неслышащего ребенка. Обратила внимание и на то, что у нас в стране до сих пор не существует полного словаря РЖЯ, на который могли бы опираться специалисты при переводе. Все выпущенные на настоящий момент словари РЖЯ предлагают лишь небольшой объем слов на ЖЯ, что не может в полной мере отразить потребности образования.
С кратким обзором своих образовательных организаций и возможностей образования в их стенах глухих и слабослышащих выступили специалисты и руководители колледжей: директор КАИТ №20 Татьяна Дмитриева, заместитель директора по содержанию образования Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №24 Мунавар Семечева, специалисты Технологического колледжа №24 Александр Кузнецов и Светлана Мельникова.
Про свое высшее образование рассказал студент 5-го курса факультета скульптуры МГAХИ им. В.И. Сурикова Адиль Алиев. Присутствующих педагогов заинтересовали работы молодого глухого скульптора. Возможно, в одном из колледжей Адиль будет вести свой курс для студентов с нарушениями слуха.
Модератором круглого стола была специалист Ресурсного учебно-методического центра МГППУ, человек, который глубоко знает систему профессионального образования, – Татьяна Пивник.
Представители Департамента образования города Москвы – начальник отдела профессионального развития педагогических работников Городского психолого-педагогического центра Алена Кривенко, Центра занятости населения города Москвы – начальник отдела трудоустройства инвалидов Артем Маслов внимательно слушали выступающих и делали пометки в своих блокнотах.
По итогам круглого стола было принято решение продолжить такие встречи на базе колледжей, чтобы ребята с нарушениями слуха больше узнали о возможностях колледжей и вузов в получении глухими и слабослышащими актуальными для открытого рынка труда профессий.
И стоит отметить, что на мероприятии ВОГ подписал соглашение о сотрудничестве в рамках развития профобразования лиц с нарушениями слуха с КАИТ №20.
Станислав Иванов и директор КАИТ №20 Татьяна Дмитриева
Это еще один шаг в развитие профессионального образования, с расширением перечня профессий, которыми могут овладеть неслышащие люди.
Текст: Дмитрий Алексеевских
Фото: КАИТ №20