5 апреля в Липецке, в актовом зале Управления образования и науки Липецкой области, состоялся информационный семинар “Реабилитация семей, имеющих в своем составе ребенка с нарушением слуха”.
Это мероприятие организовал – со своими сотрудниками и активными членами Общества – председатель Липецкого РО ВОГ Максим Барсуков, который использовал средства гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Были приглашены родители неслышащих детей, педагоги МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №40” во главе с директором Т.И. Аксеновой, педагоги Задонской школы-интерната для детей с нарушениями слуха, представители Управления социальной защиты населения Липецкой области, липецкого техникума городского хозяйства и отраслевых технологий, липецкой областной спортивно-адаптивной школы (пришел заместитель директора С.В. Самохин).
Доклады на семинаре делали москвичи М.Б. Ларионов, А.А. Комарова, Н.А. Чаушьян. В.А. Паленный.
Заместитель начальника Управления социальной политики и реабилитации ВОГ Максим Ларионов выступил с докладом на тему “Жестовый язык и закон”; в центре его внимания были закон о повышении статуса русского жестового языка, подписанный президентом РФ В. Путиным в конце 2012 года, и открываемые им новые возможности использования РЖЯ в образовательном процессе.
Анна Комарова, рассказывая про “основные тенденции современной сурдопедагогики”, начала с экскурса в историю, обратив внимание слушателей на любопытные, но вполне закономерные совпадения в истории обучения глухих разных стран, на наличие неких “констант”. Затем доцент МГЛУ подвергла критике слепую веру в преимущества устного способа обучения и мифы, связанные с жестовым языком.
Сурдопедагог ГКОУ СКШИ №65, председатель МОГУ Надежда Чаушьян свой доклад “Роль жестового языка в лингвистическом и когнитивном развитии глухого ребенка” начала со списка главных мифов, связанных с глухотой – только уход от них и трезвая констатация фактов открывает путь к воспитанию глухого ребенка. Незачем “демонизировать” ЖЯ – в силу своей визуальной модельности он является естественным, родным языком для глухого ребенка, и следует его использовать как ресурс для развития глухого малыша, освоения им второго языка – словесного. Надежда Алексеевна раскритиковала существующие ФГОСЫ (федеральные государственные образовательные стандарты) и учебные программы, составленные без учета такого инструмента как РЖЯ. И высказала парадоксальную на первый взгляд мысль: если не использовать ЖЯ в цепочке учебного процесса, то будет расти процент глухих детей, которые из-за плохого знания русского словесного языка никогда не получат аттестат об окончании школы – его ждет только справка.
Главный редактор “ВЕС” Виктор Паленный” уже выступал в Москве с докладом на тему “Аудизм как барьер и как путь к пониманию проблемы”, но в Липецке он воспользовался дополнительными 30-40 минутами, чтобы не просто познакомить слушателей с основными положениями двух концепций глухоты – медицинской и социокультурной, но и показать зыбкость границ между разновидностью нормы и инвалидностью. Прозвучала мысль, что тенденция общества называть биологическими отклонениями то, что на самом деле является социальной разновидностью, – это фактически дискриминация тех или иных групп людей: “инвалидность это не то, что есть у человека, – это ярлык, который на него вешают”.
После каждого доклада слушатели задавали вопросы, а последний час ушел на обсуждение различных аспектов обучения и воспитания глухих детей. Глухие и слабослышащие родители не сидели тихо, а некоторые даже проявили такую активность, что Н.А. Чаушьян и М.В. Барсукову пришлось призвать их к “конструктивному диалогу” со школой №40 и формированию пожеланий в более корректной форме. Надежда Алексеевна подчеркнула, что родителям маленьких детей следует больше требовать не с детсада или школы, а с самих себя.
Хотелось бы верить, что семинар оказался полезным всем – и родителям, и педагогам. И что Липецкое региональное отделение Всероссийского общества глухих и школы для детей с нарушениями слуха будут теснее взаимодействовать в решении вопросов совершенствования образования детей и организации их досуга.