5 февраля в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) состоялась презентация программы профессиональной переподготовки “Преподаватель русского жестового языка”.
О необходимости подготовки преподавателей РЖЯ из числа слабослышащих и глухих носителей языка в нашей среде говорили давно. Напомним, программа профессиональной переподготовки “Преподаватель русского жестового языка” была разработана МГЛУ по инициативе Всероссийского общества глухих в связи с острым дефицитом квалифицированных преподавателей жестового языка в учебных заведениях. Ее цель – подготовить преподавателей из среды глухих и слабослышащих для преподавания русского жестового языка слышащим взрослым.
Начало презентации
Уже осенью разработки МГЛУ вступили в практическую фазу, и было объявлено о предстоящем обучении и наборе желающих. Однако, при всей социальной значимости программы и солидности образовательной базы, имелся существенный для глухих энтузиастов минус – стоимость. Университет определил цену 9-месячного обучения при неполной двухдневной занятости в неделю в 119 тысяч рублей.
Такая сумма даже при содействии ВОГ, которое в теории подразумевает оплату до 50% стоимости, оказалась весьма серьезной для потенциальных участников. Особенно в свете того, что перспективы применения полученного образования, мягко говоря, несколько туманны.
Эти и другие вопросы волновали аудиторию, собравшуюся на презентации. Мероприятие проходило под председательством Ирины Краевой, и. о. ректора МГЛУ, Сергея Колесова, директора института непрерывного образования МГЛУ, и Анны Комаровой, директора ЦОГиЖЯ им. Г. Л. Зайцевой и главного идеолога обучения РЖЯ в МГЛУ. Пришли послушать презентацию около 20 глухих из Москвы и Московской области, а также из Иваново и Уфы. Для тех, кто не смог присоединиться, и жителей регионов была организована прямая трансляция с мероприятия, которая, по отзывам, проходила вполне успешно.
Во время презентации шла прямая трансляция
В ходе презентации были раскрыты содержание и продолжительность программы обучения. Различные разделы подробно пояснялись педагогами университета, ответственными за их разработку и преподавание. Наибольшее внимание в обучении, конечно, уделяется практическому курсу РЖЯ, кроме этого – изучаются лингвистика жестовых языков, психология и педагогика, методика обучения РЖЯ и другие направления. Представители вуза подтвердили, что после успешного прохождения курса и сдачи квалификационных испытаний (экзаменов и самостоятельных уроков РЖЯ) каждый слушатель получает в качестве документа диплом МГЛУ.
Анна Комарова и Татьяна Давиденко пояснили, почему недостаточно быть просто грамотным и “чистым” носителем РЖЯ для того, чтобы автоматически иметь основание преподавать язык другим. Анна Анатольевна отметила: сама являясь CODA, она легко допускает, что кто-то из находящихся в зале может знать РЖЯ куда лучше, – но квалификация “преподаватель РЖЯ” не складывается исключительно из уровня владения языком. Необходимо разбираться в лингвистике, в психологии, в педагогических методах и методиках обучения, понимать, как работать с аудиторией, и многое другое.
И, наконец, именно прохождение курса и получение диплома установленного образца дает право преподавания. В этой связи в ответе на один интересный вопрос из зала – можно ли адаптировать программу для обучения детей в школах грамотному ЖЯ? – разработчики указали, что, хотя программа не предусматривает такую специализацию, успешное завершение обучения даст новоиспеченным преподавателям возможность обучать любые возрастные группы. А значит, они смогут сами разрабатывать и адаптировать образовательный процесс как для взрослых, так и для детей. Следовательно, будет больше возможностей для заполнения пробелов в образовании глухих дошкольников и школьников и распространении проверенных моделей обучения.
Свое мнение высказывает декан факультета английского языка МГЛУ, профессор Ксения Голубина
Еще один вопрос касался адаптации курса в другом плане – можно ли тем кандидатам, которые уже имеют высшее педагогическое образование, рассчитывать на сокращенный вариант прохождения курса? Оказалось: да. Учитывая, что многие из получаемых при педагогическом образовании знаний включены и в программу переподготовки преподавателей РЖЯ, это рациональный и допустимый вариант. Пересчет стоимости также подразумевается.
При таком раскладе возможность дистанционного обучения явно могла бы расширить поток заявок, но, пока такое обучение реально для лекционных занятий, возможность дистанционных практических занятий еще только рассматривается. Поэтому пока еще предусмотрена очно-заочная форма обучения в МГЛУ по этой программе.
Спрашивали также про стандарт ЖЯ, по которому будет вестись обучение, про контроль за качеством преподавания… В целом, сессия вопросов-ответов была очень содержательной и позволила яснее представить вероятные перспективы. Многие после окончания презентации сразу воспользовались предложением организаторов заполнить заявки на обучение.
Сергей Колесов, директор института непрерывного образования МГЛУ
Сергей Колесов объявил о старте обучения уже меньше чем через месяц – 1 марта. Оно состоится, если в группу наберут не менее 8 человек. Будем надеяться, все получится и желающие найдутся, потому что такая программа от одного из ведущих вузов страны в самом деле становится важной “ласточкой” в сфере профессионального образования глухих в России. Успешное развитие этой инициативы может повлиять и на процессы в образовании глухих детей, и на культуру глухих, и на их возможности в трудоустройстве.
Мнение Анны Комаровой
Действительно, это очень полезное начинание. Впервые высшее учебное заведение в России предлагает такое нужное направление профессиональной подготовки. Однако абсолютно новым назвать его нельзя – в 1993 году Г.Л. Зайцева готовила группу глухих преподавателей РЖЯ в рамках британского проекта, интенсивные курсы подготовки “инструкторов РЖЯ” состоялись в 2001 и в 2012 гг. (последний раз совместно с МГО ВОГ). Краеугольным камнем успешности программы является тщательный отбор кандидатов в учители РЖЯ. Здесь важны не корочки о высшем образовании, а свободное владение настоящим жестовым языком, “чувство языка”, в том числе и русского словесного, педагогическая интуиция. Именно поэтому заочный набор в группу просто по факту подачи заявления и оплаты курса вызывает большие опасения. Надеюсь, что будут возможны собеседования, в том числе по скайпу.
Текст: Тамара Шатула
Фотографии, видео: Геннадий Тихенко