Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Памяти Ивана Андреевича Лесникова

17 сентября после тяжелой и продолжительной болезни на 76-м году жизни скончался ведущий актер Театра Мимики и Жеста, Заслуженный артист РФ Иван Андреевич Лесников.
Ушел один из тех блистательных мастеров сцены, которые прославили Театр Мимики и Жеста. Его мастерству аплодировали в многих-многих городах нашей страны и за рубежом. Вне сцены он был обаятелен, внимателен к своим друзьям и поклонникам его таланта.
Центральное правление ВОГ, редакция журнала “ВЕС” приносят соболезнования родным, коллегам, близким великого актера.

Lesnik 20.09 1
Иван на своем юбилейном вечере. 2011 г.

ЖИВОЕ ЧУВСТВО ИВАНА ЛЕСНИКОВА

Осень 1941 года. Война с фашистской Германией уже вовсю полыхает в нашей стране. А в это время в дальней деревне с необычным названием Землянка (нынешняя Волгоградская область) родился будущий Заслуженный артист РФ Иван Александрович Лесников, которому в этом году исполнилось 75 лет.
После окончания Великой Отечественной, когда уже отгремели победные залпы салютов и страна налаживала мирную жизнь, пришло время подросшему Ване, потерявшему слух в раннем детстве, идти учиться. Сначала – в школе для глухих детей в Павловске (до 8 класса), а затем – в Новохопёрске (обе школы – в Воронежской области). И, наконец, в Костроме Иван получил аттестат зрелости, окончив 11 и 12 классы. Вот что вспоминает сам Иван об этом периоде своей жизни спустя годы, в беседе со мной: “В школе было тяжело учиться, и поэтому я медленно все усваивал – пришлось сначала научиться читать с губ учителей”. Но со временем, преодолев многие трудности, еще в Новохопёрске подвижный и смышленый мальчик начал проявлять интерес к искусству – стал ходить в кружок художественной самодеятельности и часто выступать на школьной сцене. Именно тогда у него зародилась мечта стать настоящим артистом.

После окончания средней школы Иван работал два года на УПП глухих в украинском Ворошиловграде (ныне Луганск), затем уехал в Киев учиться на курсах по подготовке клубных работников. Там спустя некоторое время он прочитал в журнале “Жизнь глухих” (ныне – “ВЕС”) объявление о наборе талантливой молодежи в 3-ю студию при Театре Мимики и Жеста. Шел 1966 год. И он, не задумываясь ни на минуту, рванул в Москву на всех парусах, навстречу мечте. Комиссия ТМЖ, после просмотра его конкурсного выступления, отметила прекрасную сценическую фактуру и незаурядный талант.

Lesnik 20.09 3
“Где Чарли?” (1975 г.) А. Малов и И. Лесников

И вот он начал постигать азы актерского мастерства вместе со своими однокурсниками (А. Малов, Г. Шеенко, В. Андрюшин, Н. Побережная, И. Решетникова, Т. Ковальская, Т. Петухова, Н. Ченцова, Г. Скачков, С. Коганов и другие). Их художественным руководителем была Л. В. Ставская, жестовую сценическую речь преподавала Е. Н. Минасова, шефствовал над группой ректор Щукинского училища Б. Е. Захава.
В. С. Знамеровский любил рассказывать, как он впервые увидел Ивана: “Вижу абитуриента, этакого модника, но очень талантливого и многообещающего будущего актера…”

Быстро пролетели четыре года учебы. Иван, ставший уже совершенно другим – сильно повзрослевшим и возмужавшим, – вместе со всем курсом вливается в труппу ТМЖ, блестяще сыграв в дипломных спектаклях: “На бойком месте” (роль Бессудного, содержателя постоялого двора), “Одуванчик” (роль Атамана Паука) в постановках Л. В. Ставской.

Lesnik 20.09 4
“Карьера Артуро Уи” (1979 г.) И. Лесников и Г. Митрофанов

И началось его победное шествие от премьеры к премьере. Если сейчас я начну перечислять все его роли, сыгранные в спектаклях за всю карьеру в ТМЖ, то просто не останется места, чтобы написать о нем как об актере и человеке. Остановлюсь только на самых интересных и масштабных его работах.
В 1973 году – премьера спектакля “Подвески королевы” по мотивам романа А. Дюма “Три мушкетера”, где Иван сыграл свою первую главную роль – д’Артаньяна (постановка Г.Е. Якерсона). Замечательную музыку к спектаклю написал знаменитый композитор В. П. Соловьев-Седой. Как Иван блистал в этой роли! Одни его прекрасные танцевальные и песенные сцены в дуэте с Констанцией Бонасье (Татьяна Петухова) чего стоили! За эту роль Иван получил диплом 1-й степени на московском фестивале “Театральная весна” в 1974 году.

7 сентября 1975 года – премьера спектакля-оперетты “Где Чарли” в постановке Г. Е. Якерсона, где Иван снова играл главную роль – тетку Чарли. Великолепный актерский состав – А. Малов, Т. Петухова, Т. Ковальская, В. Чебышев и другие. Опять фейерверк музыки, песен, танцевальных номеров с авантюрными переодеваниями в женские платья главного героя. Зрители – глухие и слышащие – на “ура” приняли эту постановку, считая огромной удачей и сам спектакль, и главного его фаворита. Да и театральные критики были очень благосклонны к Лесникову, отмечая его новые возможности как талантливого и разностороннего актера. В беседе с автором этой статьи Иван сказал: “Спасибо Якерсону за эту постановку и мою карьеру”.

Позже, в 2005 году, Лесников решил возобновить этот спектакль в качестве режиссера. Для себя на это раз он отвел роль Спеттайга, дяди главного персонажа. В 2008 году эта постановка получила Гран-при международного фестиваля театров глухих в Киеве. Вот как вспоминает Иван об этом периоде в беседе с А. Базоевой в газете “Мир глухих” (№4-2006): “Молодые актеры в ТМЖ были больше заняты в спектаклях, а мы, ветераны, сидели без дела… Я и подумал: “А что, может, моего любимого “Чарли” возродить?” К сожалению, не все костюмы и декорации сохранились. Нашему Устинову многое пришлось создавать заново. Видели, какие люстры на сцене висели? Так он их на свалке откопал! Приволок в театр и отреставрировал. Сшили артисткам новые платья. Благодаря радисту Низову нашлась музыка к этому спектаклю, которая хранилась в запасниках 20 лет! Репетировали 4 месяца”.

Lesnik 20.09 2
“Где Чарли?” (2006 г.) И. Лесников, В. Чебышев, Т. Ковальская

В 1979 году состоялась премьера спектакля-памфлета Б. Брехта “Карьера Артуро Уи, которой могло не быть” в постановке А. Г. Щекочихина. Иван сыграл в ней роль Эрнесто Рома, раскрыв страшную сущность этого персонажа, по самые уши утонувшего в крови, прототипом которого был соратник и друг Гитлера.
30 декабря 1982 года – премьера спектакля “Маугли” по “Книге джунглей” Р. Киплинга. И снова у Ивана интересная роль – Шер-Хана, в ней актер раскрылся с другой стороны: ему удалось передать правильные повадки и походку тигра, используя вовсю свой удивительный пластический инструмент – тело, и маленькие зрители поверили ему.

В 1983 году – премьера трагикомического сказа В. Шукшина “До третьих петухов” в постановке А. Г. Щекочихина. Лесников сыграл главную роль – Ивана-дурака, в которой прекрасно показал беспомощные похождения своего героя по инстанциям-кругам ада, чтобы заполучить заветную справку Мудреца (Г. Митрофанов) за подписью и печатью. Ему удалось передать в этой роли обобщенный образ человека, раскрывающий сущность “хапуг, приспособленцев, невежд, бюрократов, тунеядцев, которые встречали в его лице непримиримого врага – все, что так ненавидел и что противоречило нравственным идеалам самого Шукшина, его понятиям совести, человечности, добра…” (Н. Балашова, “ВЕС”, 1983, №11).
И так Иван Лесников играл, не повторяясь, во многих спектаклях. Это про него можно сказать словами В. И. Немировича-Данченко: “Актер, ищущий, что такое живое чувство, скорее всего, не попадет на штампы”.

Мне довелось учиться (3-й выпуск студии), а затем служить в ТМЖ бок о бок с Иваном Лесниковым много лет. Я наблюдала его профессиональный рост как талантливого актера. В то же время Иван был очень скромным человеком, никогда не зазнавался из-за своего звездного статуса в театре. Ему, как и многим актерам в ТМЖ, нелегко пришлось и на сцене, и в жизни. Но он всегда с честью преодолевал все трудности, несмотря ни на что. Как говорил в беседе со мной: “По субботам и воскресеньям играл по 2-3 спектакля, помимо еще вечерних по будням. Вечно на гастролях, зарплата вначале была небольшая, трудно было с деньгами… Но все-таки спасибо театру, он мне очень много дал, научил и помог в развитии культуры, знания жизни, сценической и жестовой грамотности, несмотря на то, что я был простым парнем с хутора”.

Его природный юмор, скромность, актерский талант от Бога и огромная работоспособность сделали свое дело – он снискал уважение и любовь как среди своих коллег по театру, так и среди зрителей.

 

 

Надежда Иванковская

Опубликовано в журнале “ВЕС”, 2017, №1

Добавить комментарий