На пике карьеры – в 1951 году – он считался одним из наиболее вероятных претендентов на титул чемпиона мира в среднем весе.
Юджин Хэйрстон родился 23 июля 1930 года в Гарлеме – самом бедном и страшном районе Нью-Йорка. В годовалом возрасте малыш переболел менингитом и оглох.
Когда мальчик подрос, его определили в школу для глухих. Отец Юджина, маляр, надеялся, что сын станет художником, поскольку в школе он проявлял способности к рисованию. Но кумиром юного Юджина был великий боксер Джо Льюис, и мальчишка мечтал сам когда-нибудь выйти на ринг…
В 15 лет Юджин вынужден был бросить школу и пойти работать, чтобы помогать семье. Он работал на автостоянке, выставлял кегли в боулинг-клубе, чистил обувь богатым горожанам.
В один прекрасный день он появился у входа в один из спортивных клубов Бронкса, где тренировались боксеры. Юджин пришел задолго до открытия и стал поджидать владельцев заведения – братьев Майка и Джо Миэле.
Когда они появились, парнишка быстро подошел к ним и протянул бумажку, на которой было написано: “Я хочу драться!”, а затем тут же провел тренировочный бой с воображаемым противником – так называемый “бой с тенью”.
Но Миэле восприняли это шоу скептически – “Этот глухой парень хочет быть боксером?” – и не разрешили ему тренироваться в своем клубе. Однако Юджина это не остановило – на протяжении шести месяцев он ежедневно встречал братьев Миэле у входа в клуб и демонстрировал им свои способности.
В конце концов, братья сдались. Они позволили Юджину выйти на ринг и провести несколько раундов против юных боксеров-любителей.
Парень “положил” одного за другим четырех соперников, и Миэле решили дать ему шанс. Майк стал менеджером Юджина, а Джо – его тренером. При помощи жестов и простых слов, которые Юджин мог считывать с губ, братья начали постепенно обучать талантливого паренька азам боксерского искусства.
Молодой боксер быстро сделал себе имя на любительском ринге. В 1947 году он стал чемпионом Нью-Йорка и Чикаго во втором полусреднем весе. После 61 боя на любительском уровне за Юджином числилось одно-единственное поражение!
Летом того же года братья Миэле выпустили Хэйрстона на профессиональный ринг. И новичок выиграл 16 профессиональных боев подряд, причем первые четыре из них – нокаутом!
Болельщики восхищались его храбростью и решительностью, а телевидение стало показывать бои с его участием – 13 поединков глухого боксера транслировались на всю Америку! Так “Молчун” (как прозвали его газетчики) заставил всех говорить о себе.
Интересно, что благодаря Юджину изменилось оборудование рингов. Поскольку он не слышал боя колокола, возвещавшего об окончании раунда, нью-йоркский комитет по боксу принял решение установить красные мигающие лампочки по всем четырем углам ринга в “Мэдисон Сквер Гарден”.
Нововведение облегчило жизнь не только Хэйрстону, но и многим слышащим боксерам, которые из-за болельщиков тоже порой не слышали колокола. Вскоре эти лампочки стали монтировать и на других рингах, а потом они и вовсе попали в перечень обязательного оборудования.
Хэйрстон, сторонник атакующего и агрессивного бокса, одинаково здорово работал обеими руками. Была у него и любимая комбинация, которую журналисты назвали “раз-два”: резкий удар левой, а сразу следом – поперечный правой. Мощными прямыми ударами он загонял оппонента в глубокую защиту, а потом – применял свой излюбленный “раз-два”. Сопернику Юджина редко удавалось остаться на ногах.
За свою недолгую профессиональную карьеру (с 1947 по 1953 г.) глухой боксер успел помериться силами практически со всеми лучшими средневесами своего времени. 30 октября 1950 года он в 10-раундовом поединке нанес поражение Киду Гэвилану, который годом позже стал чемпионом мира в полусреднем весе.
Пэдди Янга Хэйрстон отправил в нокаут уже во втором раунде, а в апреле 1951-го не оставил никаких шансов и Полу Пендеру, будущему двукратному чемпиону мира в среднем весе.
В апреле 1951-го журнал “Ринг” назвал Хэйрстона вторым по силе средневесом в мире!
Другие специализированные издания также считали Юджина единственным боксером, способным побить великолепного Рэя Шуги Робинсона.
В марте 1952 года Хэйрстон вышел на бой против бывшего чемпиона в среднем весе Джейка Ла Мотта по прозвищу “Бешеный Бык”. К тому времени он провел на профессиональном ринге 58 поединков и уступил только в 10 из них…
Этот бой проходил в 10-тысячном зале “Олимпия” в Детройте при полном аншлаге и транслировался по национальному телевидению. Ла Мотта отчаянно нужна была победа. За 18 месяцев до встречи с Хэйрстоном он вчистую проиграл бой против Обинсона за звание чемпиона мира в полусреднем весе и явно переживал не лучшие времена.
Критики считали, что Ла Мотта выдохся и ни на что уже не способен. Сам боксер пообещал отцу, что если он проиграет бой против Хэйрстона, то выбросит перчатки и закончит карьеру.
Но болельщики – те обожали Ла Мотта и не хотели, чтобы он уходил, так что почти вся “Олимпия” отчаянно поддерживала экс-чемпиона. Хэйрстону победа нужна была не меньше, чем Ла Мотта: только так он мог получить право драться с Робинсоном за титул чемпиона.
На протяжении всего боя Хэйрстон аккуратно выполнял установку тренера – своими активными действиями заставлял Ла Мотта уходить в оборону, а когда предоставлялась возможность, атаковал его своими любимыми ударами.
К концу боя Ла Мотта еле стоял на ногах, но сумел выдюжить – отправить этого великого боксера в нокаут не удавалось никому и никогда.
Бой продолжался десять раундов, и по его окончании рефери, работавший на ринге, отдал победу Хэйрстону. Но остальные судьи затруднились определить победителя и объявили ничью…
Ла Мотта запомнил этот поединок на всю жизнь, хотя и не признался в этом даже в своей автобиографии “Бешеный Бык”: “Я побил Юджина Хэйрстона в Детройте, но судьи почему-то объявили ничью. Тогда я встретился с ним еще раз (в мае 1952) и снова не добился легкой победы”. Кстати, эта победа Ла Мотты в изматывающем 10-раундовом поединке была весьма спорной!
Ну, понимаете, бокс – это еще и бизнес!
Книга, изданная в 1970 году, легла в основу знаменитой картины Мартина Скорсезе. Советую вам посмотреть этот фильм, где в главной роли снялся Роберт Де Ниро.
27 августа 1952 года Хэйрстон предпринял последнюю попытку получить право на матч с Робинсоном, выйдя на очный бой с Карлом “Бобо” Ольсеном. К сожалению, этот поединок сложился для глухого боксера крайне неудачно: он не только проиграл его, но и сильно повредил правый глаз – у него перестало подыматься веко.
Поскольку травма была очень серьезной, спортивная комиссия штата Нью-Йорк приняла решение отозвать боксерскую лицензию Хэйрстона, а вскоре аналогичным образом поступили и спортивные комиссии остальных штатов.
Не желая сдаваться, Хэйрстон отправился в Париж, где 3 ноября 1952 года провел бой с чемпионом Европы в среднем весе Чарли Гумешем. Но после поражения в этой схватке и нескольких безуспешных попыток восстановить свою лицензию Юджин понял, что с боксом пора завязывать, хотя в тот момент ему было всего 22 года.
Конечно, удачная, пускай и не слишком продолжительная, боксерская карьера в корне изменила социальный статус Хэйрстона – у него появилась дорогая одежда, собранный по заказу автомобиль и возможность переселить своих родителей из гарлемской лачуги в 12-комнатный особняк.
Но после ухода с ринга Хэйрстон не пустился во все тяжкие, как это случалось со многими его коллегами, а предпочел мирную семейную жизнь с женой Эллин и спокойную работу в почтовой компании.
Впрочем, совсем забыть о боксе, Юджин, разумеется, не мог – он еще долгое время тренировал мальчишек и судил бои.
В 1975 году Хэйрстона включили в Зал Славы Спортивной ассоциации глухих США, в 1983 году о нем сняли документальный телефильм.
Скончался Юджин Хэйрстон 24 ноября 2014 года.