На этой неделе, 25 апреля, на базе Московского городского педагогического университета состоялась Городская научно-практическая конференция “Образование и жестовый язык”.
Организаторами конференции выступили Московская городская организация ВОГ и Департамент образования города Москвы. В конференции приняли участие руководители и педагоги образовательных учреждений, организаций, ученые, научные сотрудники, представители и члены общественных организаций, переводчики РЖЯ, родители детей-инвалидов по слуху.
В ходе конференции подняли острые и насущные проблемы, связанные с образованием глухих детей. Мы остановимся на наиболее ярких и интересных моментах выступлений дня.
Олтаржевская с темой “Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в мегаполисе”
Любовь Олтаржевская, директор ГБУ “Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы”, сформулировала мысль, что в работе в данной сфере приоритет должен отдаваться созданию среды, в которой дети могли бы сами развиваться. Она рассказала, что в Москве учатся более 60 тысяч детей-инвалидов или с ограничениями здоровья, из них более 2000 детей – с нарушениями слуха.
Владимир Базоев поделился со своими тревогами и надеждами в отношении системы образования глухих в Москве
Председатель МГО ВОГ Владимир Базоев представил обзор положения глухих школьников в системе образования, подтвердил озвученные ранее цифры – более 2000 глухих учащихся в школах и детских садах. Раскритиковал текущее состояние дел в образовательной сфере, привел данные анкетирования на молодежных форумах, которые собираются уже более 10 лет: динамика показывает падение уровня образования глухих школьников. Базоев вновь задал вопрос, почему при паритете глухих и слышащих родителей в управляющих советах школ глухие родители практически не представлены либо присутствуют в незначительном меньшинстве.
Кандидат педагогических наук Виктор Паленный выступил против фетишизации речи
Одним из пиков конференции стало выступление Виктора Паленного, главного редактора журнала “ВЕС”, который тонко обозначил проблему аудизма во взаимоотношениях между глухими и слышащими фразой: “Интеллект и умение говорить – не тождественны”. Он призвал слышащих сурдопедагогов к сотрудничеству с глухими и слабослышащими учителями, знающими проблему “изнутри”, к изучению и активному использованию их опыта.
Начальник отдела социальных программ и проектов ЦП ВОГ Максим Ларионов с “Правовыми основами использования РЖЯ в образовательном процессе”
Выступивший следующим Максим Ларионов пояснил, что правовой статус РЖЯ позволяет обучать на жестовом языке на любом уровне, и все упирается в сами школы, их руководства и управляющие советы. Школы до сих пор пребывают в заблуждении, что только устная речь позволяет ребенку интегрироваться в общество в наибольшей мере. Минуя важные аспекты в обучении ребенка, они проводят антигосударственную политику, лишая государство потенциальных налогоплательщиков.
Одна из организаторов конференции Анна Комарова больше 25 лет ратует за билинвизм в обучении глухих детей
Анна Комарова, директор ЦОГиЖЯ, добавила к вышесказанному, что глухой может ВСЕ, нужно только одно – убрать барьеры и дать ему возможность реализоваться. Надежда Чаушьян, ее коллега по билингвистическому эксперименту, который проводила Галина Зайцева, председатель объединения глухих учителей (МОГУ), признала, что давно назрела необходимость выработать стандарт использования ЖЯ в образовательном процессе, определить, в каких случаях требуется задействовать его в полной мере, а в каких – дозированно. Посетовала на недостаток научных исследований и работ в этом направлении. Повторила высказанный ранее тезис: в первую очередь необходимо руководствоваться интересами ребенка, а не своими “высокими педагогическими потребностями”.
Преподаватель МГПУ, на территории которого проходила конференция, Виктория Томсон отметила значимый в педагогической практике факт: “Важно для ребенка понимать смысл слова, тогда уже можно постепенно переходить на устный метод обучения”. Глухие дети, в отличие от слышащих, воспринимают мир исключительно визуально, через глаза, тут ЖЯ им очень сильно поможет в интеллектуальном развитии. Как ребенок наберет нужную базу – уже смело учить говорить можно будет.
Людмила Жадан и Наталья Соловейчик в схожей форме рассказали про проблему использования жестового и устного языков в процессе обучения, указав на факт, что устный метод или КЖР не дают полного погружения в предмет. Особенно в отношении нюансов и правил русского языка – тут только с помощью ЖЯ можно понять некоторые сложности русского языка: к примеру, совершенный и несовершенный виды действий, правила двух согласных и так далее, а это, в свою очередь, отражается на изучении математики, правила которой даются на русском языке.
Наталья Мельничук, преподаватель географии в “Центре на Павелецкой”, призналась, что варьирует использование устного метода с РЖЯ в зависимости от возможностей учеников. Кинула камень в огород других школ – некоторые коллеги воротят нос от “Центра на Павелецкой”, поговаривая, что там “не тот контингент обучающихся”. Но при этом на Павелецкую воспитанники будто бы “правильных” школ поступают неподготовленными.
Ольга Дониченко, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г.Москвы, подняла вопрос о соблюдении права обучающегося на качественное образование
Елена Яхнина, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ, предложила глухим написать сами программу, в которой прописали бы роль и место ЖЯ в образовании
В целом было сделано несколько различных интересных и актуальных докладов по проблемам дошкольного и школьного образования, которые охватывали широкий круг вопросов, связанных с повышением качества образования глухих детей. Большинство участников конференции отметили важность использования РЖЯ в образовательном процессе, а в завершение подготовили резолюцию для подачи в Департамент образования города Москвы и в Министерство образования и науки РФ.
Текст: Геннадий Тихенко
Фотографии: Ярослав Пичугин