Мы знаем, что в США глухие обучаются большими группами в Галлодетском университете в Вашингтоне и Национальном технологическом институте в Рочестере. Но есть третий центр притяжения – это Калифорнийский университет Нортриджа в Лос-Анджелесе, где по разным специальностям обучается более 300 глухих студентов. В 2009 году этот университет пригласил меня с лекцией по истории глухих России.
В комнате декана мое внимание привлекла большая картина, которая прямо-таки искрилась красками. Работа глухого художника Гренвилля Редмонда, пояснили мне. Несколькими днями позже я выступал с двумя лекциями в Калифорнийской школе глухих, находящейся в небольшом городе Фремонт. Директор Генри Клоппинг, прекрасно владеющий жестами, был на редкость доброжелателен и позволил посмотреть хранившиеся в коллекции школы работы Редмонда, знаменитого выпускника этого учреждения. Это были поразительно красочные виды покатых холмов южной Калифорнии, с яркими пятнышками золотисто-желтых тюльпанов…
Гренвилль Сеймор Редмонд родился 9 марта 1871 года в Филадельфии. Старший из пяти детей, он рос в любящей семье. В возрасте двух с половиной лет Редмонд заболел скарлатиной и полностью потерял слух. Когда Гренвиллю исполнилось 4 года, его отец, ветеран Гражданской войны, перевез семью в Сан-Хосе, город в Калифорнии, чтобы быть ближе к специальному учреждению для слепых и глухонемых в Беркли (был основан в Сан-Франциско в 1860 году, сейчас это – Калифорнийская школа глухих в г. Фремонт). В семь с половиной лет Гренвилль пошел в школу. В те годы там преподавал глухой Теофилус д’Эстрелла (известный фотограф), который и взял мальчика под свое крыло, начав обучать его рисованию и пантомиме.
Юный художник нарисовал свою первую известную картину маслом, “Лимоны”, когда ему было всего 11 лет. В этой школе преподавал также молодой глухой скульптор Дуглас Тилден, и благодаря поддержке таких учителей Редмонд делал быстрые успехи.
С 16 лет Гренвилль стал посещать субботние курсы по рисованию в Калифорнийской школе дизайна Художественной ассоциации Сан-Франциско. Кроме того, именно в то время юный художник пробовал себя в пантомиме, написании пьес, публичном чтении стихов и участии в дебатах в школьном литературном обществе Ш. М. Делепе. Редмонд также рисовал декорации к театральным постановкам.
В 1890 году, по окончании школы, совет директоров выделил Гренвиллю Редмонду стипендию на продолжение обучения в Калифорнийской школе дизайна. При этом ему было разрешено жить в Калифорнийской школе глухих. В 1891 году Редмонд был награжден золотой медалью Э. У. Брауна за лучшую работу с натуры. После получения диплома совет директоров школы присудил ему двухлетнюю стипендию в размере 600$ ежегодно – на оплату обучения в Париже. 25 ноября 1893 года, сойдя с поезда в Париже, Редмонд встретился с ожидавшим его Тилденом. В Париже они делили одну комнату и стали друзьями. Через несколько дней Редмонд поступил в Академию Жюлиана, где занимался под руководством Бенджамина Констана и Жан-Поля Лоранса.
Только за два месяца учебы в Академии Жюлиана Редмонд выиграл четыре учебных награды. Вскоре после этого ему было позволено срисовывать картины в Лувре – это было знаком особого отличия для студентов.
Во время Парижского салона 1895 года его произведение попало в официальный каталог. Представленная на салоне картина “Зимнее утро” демонстрировала близость Редмонда к манере импрессиониста Камиля Писсарро, а также его интерес к тональным переходам в ночных пейзажах Джеймса Уистлера. Он ограничил цветовую палитру, в традициях тоналистов, и в то же время наносил краску резкими мазками, подобно импрессионистам.
Редмонд оставался в Париже до 11 апреля 1898 года, когда его финансы подошли к концу. По возвращении в Соединенные Штаты он открыл свою первую собственную студию в Лос-Анджелесе. В городе было не так много возможностей для выставок, поэтому художник показал свои работы в Институте искусств Марка Хопкинса в Сан-Франциско, который тогда был художественной столицей Запада. В период 1900–1906 гг. газеты Лос-Анджелеса обращали внимание на то, как Редмонд использует цвет в своих картинах. Многие ранние пейзажи Редмонда выполнены в духе тонализма. Он мастерски решал задачи создания эффекта туманной тишины раннего утра и атмосферы уединенности лунного вечера, используя при этом всего несколько цветов разбавленной краски. Художник с особым удовольствием представлял свет в самых различных воплощениях – это могла быть утренняя изморось, морской туман, легкая дымка жаркого дня или же свежесть ясного летнего неба. Его картины насыщены сиянием.
Тут немного поясним… Тонализм как течение возник в американской живописи в 1880-е годы. Название отражает его главную особенность: в картине преобладает какой-то один тон, который и доминирует во всей композиции и задает особенную атмосферу и настроение. Главными представителями тонализма считаются Джеймс Эббот Уистлер и Джордж Иннес. Постепенно тонализм вытеснялся импрессионизмом, и примерно к 1915 году сошел на нет, что хорошо видно на примере Редмонда. При этом он, в отличие от других художников-импрессионистов, свои работы создавал не только на пленэре, но и в студии, сделав предварительно небольшие наброски. Он наблюдал и запоминал лунные пейзажи, закаты на пляжах Калифорнии и чудесные поля диких цветов…
“Калифорнийский пейзаж” Редмонда был выбран для демонстрации в главном павильоне Дворца изящных искусств в рамках Всемирной выставки, проходившей в 1904 году в городе Сент-Луис. Газета The Los Angeles Examiner представила Редмонда как “самого утонченного и смелого творца цвета, известного Западу… Гренвилль Редмонд определенно является главным художником Южной Калифорнии”. Художник был награжден медалью.
В 1899 году Гренвилль женился на Кэрри-Энн Джин, выпускнице Иллинойской школы для глухих, у них родились трое детей. Из-за экономического упадка в 1907 году семья переехала из города в северную деревенскую общину Паркфилда на юго-востоке округа Монтерей. Редмонд увлеченно писал виды того края, который он называл “Страной Бога”. Вместе с ним в Паркфилде работал художник Готтардо Пьяццони, с которым он дружил всю жизнь (Пьяццони даже выучил жестовый язык). Редмонд быстро создал более шестидесяти картин, а его покровитель Уильям Николас купил большинство из них для своей обширной коллекции калифорнийских пейзажей. Редмонд переехал ближе к северу штата, чтобы, по совету Николаса, рисовать знаменитые дубы парка Менло. Стиль стал более импрессионистичным, палитра – светлее.
В 1909 году Редмонд получил серебряную медаль Аляскинско-Юконской Тихоокеанской выставки, проходившей в г. Сиэтле.
В 1913 году Музей истории, науки и искусства в Лос-Анджелесе открыл свои двери. Для первой выставки была выбрана одна картина Гренвилля Редмонда, здесь также были представлены работы таких великих художников Америки, как Джордж Беллоуз и Чайльд Хассам. Однако именно работа глухого художника привлекла внимание куратора выставки Эверетта Максвелла, и Редмонду была оказана честь стать первым художником, чья персональная выставка состоялась в новом музее.
В 1915 году в Сан-Франциско открылась Панамо-Тихоокеанская международная выставка. Работы калифорнийских импрессионистов впервые были представлены в большом количестве, и Редмонда в том числе.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, спрос на картины Редмонда упал. Ему пришлось искать другой способ заработать на жизнь.
На ранних этапах развития киноиндустрии область залива Сан-Франциско была центром создания фильмов. Там же Чарли Чаплин начинал работать над своим фильмом “Бродяга”. Редмонда уговорили попробовать свои силы в этом деле, ведь еще со школьных лет пантомима оставалась его сильной стороной. Подробности знакомства с Чарли Чаплином не известны, но, во всяком случае Редмонд вскоре прочно обосновался в студии Чаплина и снова переехал на юг. Среди глухих ходила легенда, что именно Гренвилль Редмонд научил Чаплина жестам и дактилологии. Великий комик давал Редмонду небольшие роли в нескольких фильмах, а также предоставил помещение для большой светлой студии на территории киносъемок.
Чарли Чаплин купил несколько картин художника и в своем интервью однажды сказал, что работы Редмонда – это загадка: “Есть в них всех что-то счастливое. Посмотрите на радость этого неба, на буйство красок этих цветов. Иногда мне кажется, что тишина, в которой он живет, создала в нем какое-то чувство, какое-то особенное место для счастья, которого нет у нас. Он рисует уединение так, как никто другой не может его передать, и все же – странный парадокс! – его уединение – это не одиночество. Это свой способ единения с природой, я думаю”.
Редмонда можно увидеть в фильме Чаплина “Собачья жизнь”, где он играет роль человека, выгоняющего героя Чаплина и его собаку из танцевального зала. В этом фильме Чарли использует несколько жестов, включая “ребенок” и “дети”. Редмонд также играл в фильме “Три мушкетера” (1921) с еще одним замечательным актером немого кино – Дугласом Фэрбенксом. Он и его жена Мэри Пикфорд купили несколько картин Редмонда. Также на счету Гренвилля числится роль Грея, глухого слуги в фильме Рэймонда Гриффита “Вы будете удивлены”.
Съемки занимали у Редмонда всего два дня в неделю, поэтому времени для живописи оставалось достаточно. Он часто рисовал Лонг-Бич, Лагуну-Бич и остров Санта-Каталина. Спрос на его работы, особенно на пейзажи с калифорнийскими тюльпанами, вновь вырос; картины Редмонда можно было увидеть на выставках. Художник творил на новой волне вдохновения и уже в декабре 1930 года открыл персональную выставку из 24 работ в галерее Гарри Линднера на Лонг-Бич. Всего несколько месяцев спустя он открыл еще одну персональную выставку в галерее отеля “Беверли Хиллз” на бульваре Сансет.
В 1933 году была проведена последняя из крупных выставок Гренвилля Редмонда, а два года спустя он скончался от болезни органов кровообращения в Голливудском госпитале. Это произошло 24 мая 1935 года, за две недели до смерти его друга Дугласа Тилдена.
В 1931 году он получил признание критика газеты Los Angeles Times Артура Миллера как “непревзойденный мастер реалистичного изображения калифорнийского пейзажа”. В 1980-х гг. на волне возрождения интереса к пейзажной живописи о Редмонде вновь заговорили как о лучшем пейзажисте Калифорнии начала XX в.
Подготовил Виктор Паленный –
на основе материалов интернета, а также статьи из книги
Деборы М. Сонненстраль “Глухие художники в Америке” (2003)