C 15 по 20 июня прошлого года на озере Байкал, в спортивно-оздоровительном лагере “ОСЛИК” ФГБОУ ВПО “Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств”, пос. Энхалук, была проведена первая летняя творческая школа для одаренных детей с ограничениями по слуху “Байкальские фантазии”. Школа состоялась в рамках проекта для молодых дарований с ограниченными возможностями здоровья “Открытый мир творчества”.
Ее учредителями выступили Министерство культуры РФ; ФГБОУ ВПО “Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств”; ГКОУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида” (г. Улан-Удэ).
Основными направлениями Байкальской летней творческой школы “Байкальские фантазии” стали:
актерское мастерство,
основы пластики,
основы сценического движения,
дизайн костюма,
уроки аква-грима,
хореография,
вокал,
декоративно-прикладное искусство,
живопись,
телесно-оздоровительная практика восточной медицины,
музыкотерапия.
При реализации данного проекта был использован уникальный опыт театра-лаборатории мимики и жеста “Голос тишины” – как инновационной модели инклюзивного образования и творческого развития детей с нарушениями слуха. Театр создан на базе Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ) и СКОШИ I-II вида 5 лет назад и базируется на следующих методах: система воспитания актера театра переживания К.С. Станиславского, метод “психологического жеста” М.А. Чехова, методика сценического движения и пантомимы И. Коха, методика пластической драмы, образно-ролевые игры и телесно-ориентированные практики.
В программу школы вошли: 15 творческих мастерских, 5 творческих встреч с деятелями культуры и искусств, 4 интерактивные игры, выставка “Байкальский вернисаж”, тотемные костровые часы, презентационная акция (флэш-моб “Мы с тобой одной крови” на центральной площади города Улан-Удэ), а также телесно-оздоровительная практика восточной медицины.
Особенностью Байкальской летней творческой школы стал формат проекта, который определил такие задачи, как выявление и поддержка одаренных детей с нарушениями слуха, развитие творческих способностей средствами театральной терапии, развитие организаторских и коммуникативных способностей участников через разработку, создание творческих произведений.
Теоретическое и практическое обучение сопровождалось анимационно-ландшафтным действом “Сказание предков”, которое позволило участникам школы испытать свои силы, проявить себя, научиться управлять временем, работать в команде и с командой.
И в этом, 2016 году, в Бурятии на базе театра-лаборатории “Голос тишины”, действующего при Восточно-Сибирском государственном институте культуры, преподавателями и студентами вуза, школой-интернатом глухих и слабослышащих детей при поддержке Всероссийского общества глухих вновь организована летняя школа.
Если в 2015 году программа называлась “Байкальские фантазии” – по мотивам бурятских легенд и древних сказаний, то в 2016 году название звучит как “Мы с тобой одной крови” – как отсылка к сказке Р. Киплинга “Маугли”.
В школе приняли участие не только дети из Бурятии, но и из Кемеровской, Иркутской областей и Забайкальского края. В школу были приглашены ведущие преподаватели высших учебных заведений, деятели культуры и искусства, специалисты по работе с детьми с ограничениями по слуху.
Участники были вовлечены в творческие лаборатории, создавали эстрадные программы, готовили спектакли, проводили фестиваль жестовой песни. Здесь все были вместе: и студенты, и обычнее дети, и дети с нарушениями слуха. Последние приобретали навыки взаимодействия со своими слышащими сверстниками, таким образом и апробируя варианты интеграции. Школа стала хорошей практикой для студентов, которые готовятся стать специалистами, работающими с особенными детьми. Для преподавателей проведены мастер-классы.
Как и в прошлом году, по приезде из школы в Улан-Удэ ребята провели на главной площади города флэш-моб.
Хотя значение Байкальской школы для детей с нарушениями слуха трудно переоценить, многое здесь держится на энтузиазме: не хватает средств. Организаторы школы надеются на помощь спонсоров.