Студенты с ограниченными возможностями успешно вливаются в университетскую среду ЗабГУ.
Быть наравне со всеми. Всё чаще за студенческие парты садятся люди с ограниченными возможностями, постигая азы будущей профессии наряду с остальными. Насколько успешно проходит интеграция необычных студентов в обычную студенческую среду?
Будущие энергетики, экологи, социологи. Теперь дистанционному обучению есть достойная альтернатива. Слабослышащие и глухонемые студенты появились в этой группе в октябре 2015 года и практически безболезненно влились в коллектив. Немалую роль в этом сыграли одногруппники, по мере возможностей стараясь помочь в адаптации.
Евгения Кириллова, студентка 1 курса: “Общаемся в социальных сетях, потому что они на звонки не могут ответить. И вот так, если в группе они что-то покажут, мы им помогаем. Если они на руках показывают что-то, можно понять. Списать что-нибудь, показать, написать”.
Первое напряжение при знакомстве с вузом постарались снять и волонтёры, устраивая в стенах университета различные акции с участием инвалидов и творческие выставки. Проводят волонтёры и фестивали как регионального, так и международного уровня.
Валерия Симонова, командир социально-педагогического отряда “Ойкос”: “Прежде всего, мы обучаемся их языку. Мы учимся открытому общению. Скоро у нас будет фестиваль “Мы слышим друг друга”, где будут разыгрываться разные номинации – пение, танцы и т. д. И мы на их жестовом языке будем с ними петь”.
Быть на одной волне с преподавателем и одногруппниками стало намного проще, поскольку весь лекционный материал переведён в формат презентаций. Но в диалоге “вопрос-ответ” без сурдоперевода всё же не обойтись.
Татьяна Севера, председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих: “К них очень маленький словарный запас. И, после того, как они всё это записывают, мы приходим в наше общество глухих и обсуждаем эти слова, что они значат, для чего они предназначены. И им очень нравится, они с большим желанием идут сюда, так как преподаватели очень внимательны к нам, стараются нам угодить”.
Проблема сурдоперевода – одна из главных в инклюзивном образовании инвалидов по слуху. Сегодня в Забайкалье не более семи аттестованных сурдопереводчиков. Но и это препятствие руководство вуза намерено преодолеть, чтобы привлечь к учёбе ещё больше людей, лишённых тех или иных возможностей.
Сергей Кохан, доцент ЗабГУ: “Данная категория студентов из года в год увеличивается, потому что они понимают, что доступность образования должна быть адекватна и для здоровых, и для лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время проработан комплекс мероприятий, которые будут в течение 15 лет, до 2030 года решаться администрацией нашего университета”.
А это профориентация, социокультурная реабилитация, сопровождение по трудоустройству. Сейчас в университете решается вопрос о создании в Забайкалье регионального центра инклюзивного образования – для наиболее успешной интеграции инвалидов в студенческую среду и общество.