В Москве прошёл новый форум, на котором представляли проекты и приложения в помощь людям с ограничениями
9-10 апреля на площадке сообщества Impact Hub Moscow проводился II хакатон “Технологии равных возможностей”, в котором принимали участие самые разные люди – с ограничениями по здоровью и без, профессиональные разработчики приложений для смартфонов и начинающие дизайнеры.
Хакатонами (англ. hackathon, образовано словами hack – хакер и marathon – марафон) называют специальные IT-форумы, проходящие в формате интенсивной творческой лаборатории. На этих форумах собираются специалисты, близкие к сфере информационных технологий, – программисты, веб-дизайнеры, менеджеры программного обеспечения, эксперты. Они слушают лекции, делятся опытом и работают над решением определённых тематических задач. Для многих специалистов это возможность поработать над нестандартными проблемами, получить в портфолио интересный проект, если они поспособствовали разработке какой-либо идеи. Такой “марафон программирования” может проводиться в различном масштабе и длиться от одного дня до недели.
Основная цель специализированных хакатонов “Теплицы социальных технологий” – это популяризация технологий равных возможностей и создание проектов, снимающих ограничения. К примеру, в начале года они провели хакатон RareCamp, который решал проблему нехватки информационных материалов и проектов о редких заболеваниях. Победитель хакатона – автор проекта, признанного лучшим и рекомендованным к реализации, – обычно получает грант на доработку и полную реализацию своей идеи.
Первый хакатон “Технологии равных возможностей” состоялся в сентябре 2014 года. К участию приглашались программисты и дизайнеры, интересующиеся инклюзивным дизайном и технологическими решениями социальных и физических проблем. В качестве обсуждаемых и разрабатываемых идей особо приветствовались проекты от людей с инвалидностью как основной аудитории таких специализированных приложений. В результате был создан “Сезам” – первый российский интернет-мессенджер для детей и взрослых с нарушениями речи и письма, в котором для общения использовались специальные пиктограммы. Также у общественной организации инвалидов по зрению “СВЕТ” появился сайт, отвечающий требованиям WCAG 2.0 – руководства по обеспечению доступности веб-контента с учетом физических особенностей аудитории.
Второй тематический хакатон “Теплица социальных технологий” организовала при поддержке РООИ “Перспектива” и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Среди проектов, включенных в непосредственную разработку на этом мероприятии, были такие, как браслет, позволяющий людям с проблемами речи говорить “чисто”; перчатка, призванная компенсировать отсутствие чувствительности кончиков пальцев; калькулятор для расчета компенсации за технические средства реабилитации; приложение для самостоятельного передвижений по городу людей с особыми трудностями, например расстройствами аутистического спектра; приложение для поддержки когнитивных процессов у пожилых людей.
В отличие от первого хакатона по этой теме, на нынешнем создался прецедент выступлений на жестовом языке – на хакатон были заявлены и два проекта от неслышащих участников. Елизавета Семенова рассказала о своей задумке проекта под названием “Ватт” – он направлен на то, чтобы повысить доступность и привлекательность музеев для неслышащих людей, предоставить им возможность самостоятельно получать информацию об объектах искусства, без необходимости обращаться к переводчику или организовывать спецгруппу для посещения. Другим проектом, презентованным на жестовом языке, стала уже известная медиакампания в поддержку неслышащих людей #УСЛЫШЬМЕНЯ – запрашивалась поддержка в разработке сайта-объединителя, на котором можно было бы по разделам собирать все темы, имеющие отношение к миру глухих. При этом подразумевалась привлекательность такого сайта и для слышащих: они могли бы получать из одного полного источника практическую и теоретическую информацию, ответы на волнующие вопросы (“Где можно выучить жестовый язык? Где взять переводчика? Где проверить состояние слуха? Где посмотреть спектакли глухих артистов?” и так далее) – вместо того, чтобы распыляться на поиск в интернете среди множества разнонаправленных сайтов.
Для поддержки коммуникативного канала между неслышащими участниками и аудиторией организаторы пригласили переводчика жестового языка. Наталья Андреевна Белова, которая чаще всего работает в МГСУ им. Евдокимова, не только “озвучивала” выступления неслышащих авторов проектов, но и переводила им лекции и выступления спикеров хакатона, и содействовала, когда было нужно, в общении с дизайнерами и программистами, которые давали советы по улучшению проектов.
Некоторые участники были школьниками (от фонда помощи больным с костными патологиями “Хрупкие люди”), но имели опыт презентации своих проектов и ранее. Это замечательно, когда уже в столь юном возрасте происходит включение в процессы социализации, повышается уверенность в себе, в своей возможности вливаться в общество и открыто привлекать внимание к своим проблемам. Людям с инвалидностью вообще важно не только в целом обращать на себя общественное внимание, но и первыми предлагать конструктивные изменения, инициировать их запуск. Потому что кто еще, кроме них самих, глубоко понимает и сможет сформулировать насущные потребности, подсказать идеи специфических приложений?
У того же фонда “Хрупкие люди”, к примеру, идея заключалась в том, чтобы создать вирусный и цепляющий видеоролик, работающий на разрушение стереотипа восприятия человека на коляске как сильно ограниченного в своих возможностях. Хотя в конце концов выигрыш достался другому проекту, их небольшой промо-ролик заслужил активное одобрение аудитории. И тут ярко проявился такой плюс хакатона, как возможность в ходе двухдневного общения, обсуждений, знакомств получить поддержку со стороны, завязать значимые партнерские отношения, увидеть иные пути реализации проекта. Вот и ребятам-колясочникам обещал посодействовать в съемках ролика Бауманский университет.
Итоговым же победителем второго хакатона был признан проект браслета USee Band – эта разработка должна помочь людям с различными речевыми ограничениями, что называется, “обрести голос”. За два дня работы в творческой лаборатории автор проекта при помощи заинтересованного специалиста из компании “Яндекс” сумел заметно его улучшить, доработать концепцию, придумать логотип и оформить грамотную, внятную подачу. И по основным критериям оценки проект получил главный приз – 70 тысяч рублей на реализацию.
При этом атмосфера в течение двух дней хакатона была настолько оживленной, дружелюбной и продуктивной, что вряд ли кто-то почувствовал себя проигравшим или обделенным. Организация была замечательной, все относились друг к другу с естественным уважением, участие в хакатоне принесло каждому свой опыт и понимание того, куда можно двигаться дальше и как развиваться. Это главный и наиболее ценный результат.
Кроме того, радует повышение качества и уровня таких социально-ориентированных мероприятий – и очевидно, что их становится больше.
Фото: Юрий Фокин
Текст: Тамара Шатула