Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Человек, который молчал

Глухой художник и скульптор Джон Луис Кларк (1881–1970) родился в Хайвуде (штат Монтана). Всю жизнь его называли глухонемым индейцем. Потеряв слух в возрасте двух лет от скарлатины он так и не научился говорить и читать с губ. На языке племени черноногих его звали Кутапус, что в переводе означает – Человек, который молчит. Он научился жестовому языку индейцев, а также выполнил свои первые рисунки в индейской школе штата Монтана. Кларк был общительным человеком и легко знакомился с людьми, но предпочитал общество глухих.

В детские годы Кларк, демонстрируя свои рано проснувшиеся художественные способности, лепил фигурки животных из глины. В школе глухих штата Монтана он начал заниматься резьбой по дереву. Его яркое дарование заметили и направили на учебу в Академию Св. Франциска для глухих в Милуоки (штат Висконсин), где он совершенствовался в резьбе по дереву. Здесь же он в совершенстве выучил Американский жестовый язык (ASL), ставший для него основным средством общения. Недолгое время он учился также рисунку в Чикагском художественном институте. Начиная с 1900 г. работал в Милуоки резчиком деревянных церковных алтарей.
В 1913 г. он вернулся в индейскую резервацию племени черноногих в штате Монтана, известную как Мидвэйл. Здесь он открыл артстудию, в которой проработал 57 лет. Кларк мог использовать разные техники – писал маслом, делал пастели и акварели, но всегда предпочитал работу с деревом.
Он вырезал фигуры животных из древесины клена и грецкого ореха, но чаще пользовался более дешевыми сортами дерева, особенно тополя. Иногда он раскрашивал части изображения, но всегда оставлял дерево основой скульптуры.

Его художественная репутация стремительно росла и многие резчики из других стран приезжали к Кларку, чтобы поучиться его приемам. Возможно, он понимал мир животных, живущих в дикой природе, лучше других художников. Его знакомые говорили, что Кларк “способен читать мысли животных”. Работы мастера реалистичны, и очень выразительны, благодаря тонкой передаче эмоций. Среди американских художников Кларк получил прозвище “Скульптор охотничьего ножа”.
За свою жизнь Кларк сделал тысячи изображений животных. В своих работах он выявлял характерные черты медведей, горных коз, волков, буйволов и бизонов с реалистической тщательностью. Он хорошо знал и понимал их природу. Джон Кларк был отличным рисовальщиком и многие его письма содержат рисунки. Интересно, что он нарисовал и логотип Большой северной железной дороги, изображающий горного козла.

В 1918 году Кларк получил золотую медаль Филадельфийской художественной галереи за скульптуру медведя, и еще одну такую же награду в 1925 г. Три его деревянные скульптуры на 35-й ежегодной выставке американских художников в Чикагском художественном институте в 1923 г., стали центральными в экспозиции. Работы Кларка пользовались хорошим спросом: год спустя после выставки восемь его скульптур приобрел Джон Рокфеллер, а президент США Уоррен Хардинг – орла, держащего американский государственный флаг. Художник сделал также несколько резных деревянных панелей, на исторические темы, которые были размещены в нескольких общественных учреждениях Монтаны. Наиболее интересные из них посвящены важным событиям из жизни индейцев.
В 1934 г. Кларк вместе с другими глухими художниками из разных стран мира участвовал в масштабной международной выставке в музее Рериха в Нью-Йорке. Он представил три акварели и семь деревянных скульптур разных животных. Кларк продолжал работать до последних дней своей жизни, хотя в последние годы, он почти ослеп от катаракты и резал дерево почти на ощупь. Последняя выставка выдающегося скульптора состоялась незадолго до его смерти в 1970 г. в Музее индейских ремесел в Браунинге (Монтана). Здесь, кроме скульптур были представлены и его живописные работы. Но настоящему признанию его творчества в масштабах всей страны способствовала выставка, демонстрировавшаяся в течение года (1993–94 гг.) в Историческом обществе Монтаны, где были показаны лучшие произведения художника. Куратор выставки Кирби Ламберт говорил: “Каждая работа мастера – самобытна, и нет двух похожих друг на друга. Не знаю другого художника, который бы выразил душу животных, как это делал Джон Кларк…”
В настоящее время работы скульптора выставлены в Галерее выдающихся деятелей штата Монтаны, в Галерее Джона Кларка и в мемориальном музее художника.

Вольный перевод из книги: Sonnenstrahl, Deborah. Deaf Artists in America: Colonial to Contemporary. – DawnSignPress, San Diego, CA, 2002
Ярослав Пичугин, “ВЕС” №7, 2009 г.

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий