Я хотел бы рассказать немного о творчестве испанского художника Хуана Фернандеса Наваретте (1526-1579). Некоторые биографические подробности я привожу по книге американских писательниц Кэтрин Кэрролл и Сусанн Мазер “Подвижники. Глухие люди, изменившие мир”.
Фрески во внутреннем соборе Эскориала – королевского дворца близ Мадрида – исполняли известные для своего времени итальянские художники. Но Филипп II заказывал картины на религиозные сюжеты и испанцам. Например, молодому мастеру из Толедо – Эль Греко, только что приехавшему из Италии. Но исполненный им для Эскориала алтарный образ “Мученичество св. Маврикия” не устроил короля и больше он не давал заказов этому впоследствии прославленному живописцу.
А вот работы глухого художника Наваррете понравились королю настолько, что он сделал его придворным живописцем. В соборе св. Лаврентия в Эскориале имеется более десятка его картин на евангельские сюжеты, многие из которых поражают не только мастерством и яркостью красок, но и проникновенным религиозным чувством.
Существует предание, что в известном полотне “Казнь св. Иакова” Наваретте придал палачу портретное сходство с влиятельным министром Филиппа, который пришел к королю и просил заставить художника переписать картину. Но король, ценивший своего живописца, только рассмеялся. Он не захотел ничего менять в картине, которая ему понравилась. Эта величественное полотно, где каждая фигура больше человеческого роста, полно внутреннего драматизма – молитвенное настроение святого, ждущего смерти контрастирует со зловещим выражением лица палача, вонзающего ему в шею свой меч.
Хуан Фернандес Наваррете родился в 1526 г. В возрасте трёх лет, после болезни, он оглох и обучался в монастыре города Логроньо, где были монахи (люди с нормальным слухом), принявшие обет молчания – они-то общались на искусственном языке жестов. Там мальчик научился и грамоте, и жестовому языку. Но разговорная речь была недоступна для способного подростка, поэтому он и получил прозвище – эль-Мудо (немой). В монастыре он начал рисовать и быстро добился успеха. Его учитель посоветовал молодому художнику поехать в Италию, чтобы совершенствовать своё мастерство. В этой стране Наваретте пробыл около 20 лет и вернулся на родину уже признанным мастером. Наибольшее влияние на него оказал Тициан, в мастерской которого он провел немало времени, осваивая приёмы живописи великого итальянца. Несмотря на влияние итальянского художника, Наваретте безусловно был живописцем со своей манерой письма, что он блестяще доказал в серии картин, выполненных для церкви Эскориала.
Однажды король Филипп приобрёл для Эскориала большое полотно Тициана, но оно не смогло уместиться на стене зала, и король распорядился обрезать края картины. Тогда за работу своего кумира “заступился” Наваретте. Он попросил короля не трогать полотно, а сам вызвался выполнить точную копию картины в уменьшенном размере. Но упрямый король не послушался художника, и картина была обрезана. Рядом с придворным живописцем всегда находился переводчик, который перелагал его жесты на испанский. Так он общался с королем и другими заказчиками.
Наваретте был предельно требователен к себе, если картина не удовлетворяла, он уничтожал её. Иногда Филипп, высоко ценивший работы мастера, успевал остановить его. Так была спасена одна из лучших работ – “Успение”, где в образе Богородицы художник запечатлел свою мать. Наваретте обладал и своеобразным чувством юмора. Он был наблюдательным человеком и подмечал смешные моменты в жизни и кое-что переносил на свои полотна. Так, на картине, посвященной Святому семейству, помимо фигур девы Марии с младенцем Иисусом на руках и Иосифа, в углу полотна изображена сценка борьбы кошки и собаки.
Проработав несколько лет в Эскориале, художник серьезно заболел (Прим. ВОГинфо.ру: Эскориал — едва ли не самое холодное место в Испании: здесь в любое время года дует ветер, а в гигантском дворце всегда холодно, даже если на улице термометр зашкаливает. Архитектурный комплекс Эскориал вызывает у посетителей самые противоречивые чувства: его называют: “восьмым чудом света”, “монотонной симфонией в камне” и “архитектурным кошмаром”).
Постепенно Наваретте отошел от дел и поселился в Толедо, где умер в 1579 году. Осталось очень немного картин, принадлежащих кисти замечательного глухого художника Наваретте. Лучшие из них собраны в Эскориале.
Ярослав Пичугин
ВОГинфо.ру